Настройка оборудования и программного обеспечения

Разбор концовки No Man's Sky: теория симуляции вселенной (спойлер)

«Иди же, есть и другие миры, кроме этих.»

Стивен Кинг. Темная Башня

Спустя многие часы, проведенные в тщательном исследовании вселенной , я наконец-то отправилась к центру галактики и раскрыла все ее секреты. Концовка оказалась настолько непостижимой, что я не удивлюсь, если по истечении некоторого времени она взбаламутит игровое сообщество и породит множество дискуссий. В этом материале я коснусь всех спойлерных моментов, начиная с истоков загадочного Атласа, таинственных ролей Нада и Поло, а также теории о вселенной, как продукте компьютерной симуляции некой сверхрасы, которую активно эксплуатирует.

Если вам дороги сюжетные перипетии, и вы хотели бы доскональнно изучить все сами - этот материал не для вас. А вот если вы никогда и не собирались тратить 30+ часов на прохождение , но вам интересно узнать, чем все закончилось и каково культурное и научное влияние общества на эту игру - оставайтесь с нами!

Значение Пути Атлас

Сюжетное развитие начинается с того момента, когда игрок выбирает следовать Пути Атласа, который однажды приводит его к витающей в космосе ромбовидной структуре. По словам создателя игры, Шона Мюррея, она является чем-то вроде «центральной компьютерной системы, в которой хранятся все данные» . В ней перед Странником (это одно из именований, используемых в по отношению к главному герою - я буду ссылаться на него и далее в тексте) предстает гигантский непрерывно пульсирующий шар. Эта сфера, «останки Атласа», предлагает «истинное понимание всего сущего» . Странник тут же задает самому себе вопрос, правда ли это или «какая-то необъятная симуляция, созданная другим интеллектом» . Здесь перед игроком встает выбор: ответить согласием на кажущееся сомнительным предложение или же отправиться своей одинокой дорогой. Если вы соглашаетесь, тогда вашему пути к центру галактики положено начало.

Несмотря на то, что Путь Атласа проложен для вас довольно узкой (в соотношении с масштабами игровой вселенной) «тропинкой», ведущей к другим сферам, время от времени вы сможете попасть в космические аномалии и встретиться там с Сущностью-священником Нада и Специалистом Поло. Оба эти разумные создания преодолели языковые барьеры, разделяющие существ, населяющих вселенную . С каждым новым визитом Нада предлагает игроку посильную помощь - восполняет часть необходимых для гипер-прыжков ресурсов, прокладывает на карте кратчайший путь к черной дыре (путешествие сквозь них приближает главного героя к цели) или же дает совет, как добраться до следующих «останков Атласа».


В конце-концов, для того чтобы получить возможность достичь центра галактики, вам придется собрать и затем пожертвовать 10 камней Атласа, выдаваемых сферами. Но вместо того, чтобы познать там все секреты мироздания, вы фактически начинаете все сначала - загадки происхождения Атласа остаются неразгаданными, а главный герой снова приходит в сознание на заброшенной богами планетке, обнаруживая, что его корабль и оборудование в критическом состоянии. Вместо того, чтобы закончиться начинается заново - в самом прямом смысле - отправляя игрока в новое путешествие. Давайте попробуем разобраться, почему.

Что такое Атлас?

Чтобы распутать толстый клубок тайн, нитью Ариадны ведущий нас к неоднозначной концовке сперва мы должны понять, что же такое Атлас. На поздних стадиях игры Странник обращается к создателям своего мира, как к «утомленным умам, порабощенным собственной действительностью так же, как я порабощен этой» . Тем самым он уже признает за ними авторство «модели», являющейся вселенной. Неясным остается только: был ли Атлас непосредственно создателем, или же его самого сотворил высший интеллект?

В начале игры он приводит Странника к одному из чужеродных монолитов, в великом множестве разбросанных по планетам. Соглашаясь после этого на сотрудничество с Атласом, главный герой наблюдает «строки кода, линии цифр, затем диковинную связь между ними» . Это первый намек на истинную сущность вселенной , о которой я расскажу детально далее.


Вселенная, как виртуальная реальность

В этом году значительное число видных ученых объединилось вокруг теории о вселенной-симуляции. Она строится на предположении о том, что вся наша Вселенная - результат компьютерной программы-симуляции, созданной более продвинутой цивилизацией. Это означает, что все мы на самом деле вовсе не разумные существа, обладающие свободой воли, а всего лишь строки кода, сливающиеся в общую его массу, что воплощает окружающий нас мир. Эту идею поддержал известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон (вам он может быть знаком по не менее популярному мему), а также основатель компании SpaceX Илон Маск. Последний даже заявил, что вероятность обратного явления - единица на миллиарды.

А если принять во внимание и другие комментарии Маска по поводу теории вселенной-симуляции, ее отношение к становится очевидным. В ходе прошедшей ранее в этом году Code Conference , Илон привел видео-игры в качестве примера, чтобы объяснить, почему он верит в истинность теории. Он пояснил, что если проследить траекторию развития видео-игр от самых ранних до современных, можно наблюдать огромный скачок в качестве используемых технологий. Маск также отметил, что если эта тенденция останется неизменной, то через 10000 лет видео-игры станут неотличимы от реальности.


Юный миллиардер вдохновлялся идеями шведского философа и профессора Оксфордского университета Ника Бострома, который в 2003 году впервые представил ученому миру гипотезу о вселенной-симуляции . По его словам, когда-нибудь в далеком будущем «сверх-люди» обязательно начнут проводить так называемые «симуляции жизни предков». Доказательство этой гипотезы лежит в утверждении, что и мы когда-нибудь сможем создавать вселенные-симулякры. Напомню, в предыдущем нашем материале о мы уже называли эти игру первой, достоверно отобразившей окружающий мир во всей его полноте.

Несмотря на то, что в конечном итоге Бостром отказался от собственной теории, признав ее несостоятельность ввиду отсутствия очевидных свидетельств в ее пользу, она остается достаточно популярной хотя бы для того, чтобы найти себя в недавно вышедшей игре. Во время одной из встреч с «останками Атласа» Странник сообщает: «Боюсь, я увидел слишком многое. Пронизывающий Вселенную код является ко мне полузабытыми видениями. Искусственное существование, управляемое едиными, совокупными алгоритмами. Программа, бесконечная, как само бытие. Я отодвигаю завесу над действительностью, и то, что я вижу, ужасает меня.»

Еще один прозрачный намек на то, что вселенная не настолько реальна, насколько кажется ее обитателям. Это всего лишь иллюзия, и Странник следует по Пути Атласа, чтобы разрушить ее. А самый интересный факт заключается в том, что мы, как игроки в , уже знаем, что она существует только в качестве виртуальной реальности. По сути мы уже стали «сверх-людьми», давшими жизнь этой вселенной и Страннику, путешествующему по ней. Но кто же тогда Странник?

Искусственный интеллект

По мере приближения к концу странствий, главный герой наконец приходит к пониманию своего места в мире. Он говорит: «Я стал машиной, я - наблюдаемый и наблюдатель. Вселенная была создана ради моего путешествий. Она выстроена вокруг моего Пути.»

Слово «машина» в данном случае подразумевает скорее андроида, человекоподобное существо, действия которыми кажутся свободными, но на самом деле контролируются извне. В случае Странника, игрок берет на себя роль этой внешней силы, хотя Странник не подозревает об этом вплоть до более поздних встреч с Атласом. В этом он существенно отличается от других обитателей вселенной - по крайней мере ему предопределено узнать о своем предназначении.


Но зачем вообще игрок контролирует Странника? Что ж, он сам дает ответ на этот вопрос фразой о «наблюдателе» и «наблюдаемом». Его роль в этой вселенной - быть проводником впечатлений о ней для игрока. Впрочем, постепенно следуя Пути Атласа он получает все больше пугающей информации о себе, своих соседях по бытию и грустной истине, скрывающейся за красивой картинкой.

В таком случае нельзя не отметить противоречие: почему эта компьютерная программа позволяет кому-то из своих «подопечных» осознать себя?

Нада и Поло

В определенные моменты игры единственная возможность продолжить Путь Атласа - это попасть в космическую аномалию к Сущности-священнику Нада и Специалисту Поло. Как можно понять из названия, эта аномалия изначально вообще не должна существовать во вселенной . Эту мысль подтверждает Нада на второй встрече со Странником следующей фразой: «Создатель симуляции, друг или враг? Необходимая паранойя. Галактика, причина и следствие, индивидуальность статистическая аномалия - Нада ошибка. Веришь Нада? Верить тебе?»



Таким образом, Нада подтверждает, что окружающий мир - не более, чем иллюзия. Себя он называет ошибкой в коде, поясняя существование галактики причинно-следственной связью, а любое проявление индивидуальности - погрешностью в статистике. Если вселенная действительно является компьютерной симуляцией, то Нада и его компаньон Поло, свободно владеющие родным языком Странника - они оба ошибки в ее коде. В той же диалоговой ветке, Странник делает замечание касательно слов Нада: «его рассуждения все убедительнее» . Он добавляет: «Они не нашли в галактике места для свободы воли и вообще чего-либо, не ограниченного прямолинейными причинно-следственными связями. Их заботит то, что все мы пешки в играх высшего разума, создавшего нас - марионетки, танцующие на ниточках. А Нада подозревает меня. Я искажен. Неужели я тоже кукловод?»

Из разговоров Странника и Нада становится ясно, что Сущность-священник постепенно узнает все больше об истинной сути вселенной - он даже способен манипулировать ее исходным кодом, вызывая пространственно-временные искажения (черные дыры). Нада становится высшим созданием в симуляции, но начинает все больше подозревать Странника в процессе развития их отношений. В свою очередь Корвас, родная раса Нада относится к нему все более враждебно, объясняя это желанием уничтожить Сущность, обладающую самосознанием.

Несмотря на возрастающую тревожность между Странником и Нада, второй все же помогает первому на Пути Атласа к центру галактики. Что же, это значит, что Атлас вовсе и не ставит целью достижение самосознания Странником, и это всего лишь неудачные последствия его общения с Нада, ошибкой в коде?

Центр всего

После того, как игрок совершил достаточно гипер-прыжков, собрал 10 камней Атласа и достиг последней станции, ему наконец предоставляют возможность совершить путешествие к центру всего сущего. При этом Странник говорит: «Новая звезда родилась на окраинах Галактики. Новый странник обнаружит себя там. Я особожден. Я ясно вижу ткань пространства, всю эту симуляцию и черные дыры в ней. Возможно, там я найду ответы.»



Слова Странника становятся пророческими, потому как в результате путешествия к центру Галактики игрок снова оказывается на заброшенной планете рядом с местом крушения своего корабля. Так что же это означает?

Сначала я было подумала, исходя из комментариев Странника о «новом путешественнике» , что меня поместили в сущность совершенно нового персонажа в то время, как предыдущий главный герой растворился в алгоритмах вселенной. Эта теория почти тут же исчерпала себя, когда я ознакомилась с инвентарем и поняла, что сохранила тот же экзокостюм, космический корабль и нажитое добро. Все вело к тому, что я продолжаю игру все за то того же Странника. Апогеем понимания незадолго до этого стала надпись по центру экрана: «Обнаружена новая галактика…»



Что породило последнюю мою теорию: расширение вселенной зависит только от Странника, направляющегося во все новые галактики, а каждая из них создается ради единственной цели - получения впечатлений игроком. Это означает, что убежденность главного героя в собственной свободе воли не имеет никакой подоплеки, а его судьба - вовсе не путешествие к центру мира к таящимся там секретам, а увеличение наших возможностей к исследованию игры. Как и в других видео-играх, Странник - всего лишь инструмент для достижения определенных целей.

Вся наша жизнь - игра?

Таким образом, предстает компьютерной симуляцией вселенной, чей сюжет сконцентрирован вокруг психологической травмы от осознания ирреальности окружающего мира. На мой взгляд, Hello Games создали проект, в котором прямо показали, каково это: создать процедурно генерируемую действительность и населить ее персонажами, постепенно приходящими к пониманию, что они не больше, чем искусственный интеллект.

Нада описывает Странника «искажением» , намекая на то, что ему дана власть дергать вселенную за струнки кода. Отчасти это правда. Странник одновременно причина и следствие, он знает, что важен для этого мира и что тот был выстроен ради него. Его ошибка заключается в мысли о том, что путешествие к центру галактики даст ответы на все его вопросы. А на самом деле он оказывается лишь инструментом для создания нового игрового контента.


Трагично, не правда ли? Странник считал, что откроет все секреты и обретет высшее знание об устройстве мира и собственном предназначении. А окончание долгого пути приводит его к новому началу. Он искренне верил в то, что сможет преодолеть пределы вселенной и избавиться от ограничений, но его настоящая судьба - вечно повторять один и тот же заранее заданный цикл.

Это игра о последствиях осознания того, что ты в ней не игрок, а безвольный персонаж. И если верить Илону Маску, каждому из нас еще предстоит испытать это на собственной шкуре.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!