Настройка оборудования и программного обеспечения

Цели создания автоматизированных информационных систем включают. Автоматизированная информационная система: основные понятия, структура и классификация

В настоящее время очень популярна АИС. Что такое она из себя представляет и чем уникальна, будет рассказано в этой статье. Её создали в Республике Башкортостан для обеспечения комплексного подхода и автоматизации многочисленных задач.

Функции программы

Многие задачи поможет решить АИС. Что такое она собой представляет, каковы области ее применения?

  • ведение электронного журнала успеваемости;
  • контроль и учёт посещаемости;
  • обеспечение автоматизированного учёта питания;
  • расчёт родительской оплаты;
  • ведение электронного дневника;
  • внедрение безналичной формы оплаты питания.

Действительно, многофункциональна АИС. Что такое под ней понимают и как она может помочь, смогут оценить сотрудники образования. Результатом плодотворной работы над проектом стал карточный продукт «Карта школьника». Он представляет собой электронный идентификатор.

Функционал программы:

  1. Льготный проезд в общественном транспорте.
  2. Электронный пропуск в школу.
  3. Оплата питания в школьной столовой либо буфете с помощью электронного кошелька.

Не все знают, что такое АИС «Образование». Система практична тем, что в ней учтены все требования по информационной безопасности, которые определены Федеральным законом о персональных данных. В промышленную эксплуатацию введена с октября этого года. В настоящее время ещё не так распространилась программа, и немногие знают, что такое АИС «Образование». Подключившиеся к продукту получают возможность получения консультативно-методологической поддержки и сопровождения.

Особенности "Электронного журнала"

Автоматизированная информационная система «Электронный журнал» представляет собой абсолютно бесплатную, практичную и универсальную систему. Она предназначена для ведения электронного журнала и дневника.

Электронный журнал создан с учётом государственных требований программы образования и развития для автоматизации школьного процесса. Продукт помогает сформировать общее коммуникационное пространство, где участники образовательной деятельности получают информацию по интересующим вопросам.

Преимущества "Электронного дневника"

Что было главным при разработке раздела АИС «Образование» «Электронный дневник»? Специалисты придерживались возможности работать в тесном контакте с прямыми заказчиками. Преимуществом продукта является простота использования. Много раз его признавали системой, в которой можно работать на интуитивном уровне благодаря простому интерфейсу. АИС «Электронный дневник» сможет освоить педагог любого возраста. Он отличается высокой производительностью и доступной поддержкой пользователей, надёжен в работе.

Бесплатная версия

Здесь предлагается огромное количество функций.

  1. Можно вести электронный журнал для сложных образовательных комплексов.
  2. Предусмотрена работа дошкольных подразделений.
  3. Учреждения образования могут полностью перейти на учёт успеваемости в электронном виде и навсегда забыть о ведении бумажного журнала.
  4. В программе предусмотрена функция формирования печатной версии стандартного журнала в конце учебного года.
  5. В программе можно заполнять данные о дополнительном образовании, надомном и семейном обучении.
  6. Благодаря гибкой системе настроек параметров можно вести электронный журнал с учётом многочисленных особенностей учебного процесса, осуществляемого в учебных заведениях различного типа.
  7. В параметрах можно настроить любую систему оценивания, классификацию видов работ, методы расчёта промежуточных итогов и правил аттестации.

Пользователи очень быстро понимают, как работать с программой и что такое АИС (AIS). Продукт предлагает огромное количество функций, с помощью которых автоматизируют рутинные операции.

Соответствие требованиям

Программа соответствует современным стандартам. Она предполагает интеграцию с учётом услуг города либо конкретного региона, отвечает рекомендациям по ведению журналов успеваемости в электронном виде и требованиям по безопасности хранения и обработки персональных данных.

Информационные продукты

Разработчики предлагают пользователям гибкий выбор информационной системы. Она способна обеспечить полноценную работу образовательных учреждений и взаимодействие с родителями воспитанников.

Образовательные учреждения могут приобрести продукт АИС. Что такое и как пользоваться программой на бесплатной основе, можно узнать после регистрации. В ней есть все необходимые функции для полноценной работы в средней школе.

Для работы администрации разработан АРМ «Завуч». Он поможет облегчить работу в плане планирования и мониторинга учебной деятельности. С его помощью будет проще организовать процесс аттестации и решить другие управленческие задачи.

Модуль для подготовки печатных форм аттестатов включает в себя дополнительные функции и услуги. Они помогут более точно решить конкретные задачи в любом образовательном учреждении.

Возможности АИС

Чтобы проверить электронный либо бумажный полис ОСАГО, существует база АИС РСА. Она позволяет проверить статус бланка по его номеру. Кроме того, есть возможность определить автомобиль, застрахованный по конкретному бланку, его госномер, номер кузова, вин-код, узнать, почему не действует страховка.

Популярна проверка КБМ водителя по базе АИС РСА. С помощью коэффициента бонус-малус есть возможность определить стоимость полиса ОСАГО. В 2013 году стало невозможно вписать полис без запроса данного коэффициента по базе автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков.

Многофункциональность "Электронного дневника"

Для родителей учащихся разработан бесплатный электронный дневник. Благодаря системе родительского контроля предоставляется возможность ознакомиться со всеми данными по поводу успеваемости. Информация может быть представлена в виде SMS-сообщения, отчёта на электронную почту о замечаниях и новых отметках, новостях школы, мониторинге успеваемости и статистическом анализе контрольных работ.

Школьный электронный журнал представляет собой современную ступень в области информационных технологий. Главным его преимуществом является простота использования, незаменимая помощь в автоматизации учебного процесса. Продукт предполагает бесплатное пользование. Перед тем как начать пользоваться программой, полезно узнать особенности о системе, продуктах, изучить разделы о школе, для родителей, партнёров.

Достоинства продукта

В зависимости от состава пакета можно подключить школу к конкретной модификации программы. АИС «Образование» «Электронный дневник» представляет собой бесплатный электронный журнал, в котором есть всё необходимое для работы. Модули включаются после регистрации в системе.

АРМ «Завуч» является уникальной системой для решения задач. С её помощью можно управлять и составлять мониторинг учебного процесса. Он предназначен для администрации учреждения образования. Дополнительная функция создана для нужд конкретного образовательного учреждения.

Функции электронного журнала/дневника

Вот только основные из них:

  1. Выставлять оценки.
  2. Корректировать различные системы оценивания.
  3. Настраивать по желанию символы и знаки для оценивания, двойные оценки.
  4. Поддерживать типы работ и набор типов.
  5. Фиксировать методические объединения.
  6. Ограничивать дату редактирования журнала.
  7. Вручную настраивать возможность редактирования.

Наряду с понятиями «система управления», «информационная система управления», которые были рассмотрены выше, существуют также понятия «автоматизированная система, АС» и «автоматизированная информационная система, АИС». Указанные системы относятся к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой физической размерностью, сколько в связи с многозначностью структурных отношений между их компонентами. В рамках системного анализа сложные системы изучаются посредством разбиения на элементы: предполагается, что сложная система есть целое, состоящее из взаимосвязанных частей, которые не могут быть определены априорно, а строятся или выбираются в процессе декомпозиции (физической или концептуальной) исходной системы. Поэтому, прежде чем перейти к изучению АИС, в частности экономических информационных систем, рассмотрим терминологию и подходы к классификации информационных систем (ИС) в общем случае.

Следует заметить, что ИС в зависимости от уровня рассмотрения могут являться:

  • специалисты-аналитики или информаторы;
  • информационно-аналитические подразделения организаций;
  • информационные службы или институты информации;
  • мировые информационные системы и сети информационного обмена .

Этапы развития информационных систем. История развития ИС и цели их использования на разных этапах представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Изменение подхода к использованию информационных систем

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы

Свойства информационных систем (фундаментальные принципы построения и функционирования):

  • принцип первого лица - определяет право принятия решения и порядок ответственности на различных уровнях управления;
  • принцип системного подхода - в процессе проектирования ИС проводится анализ объекта управления в целом и системы управления им. Предусматривается однократный ввод информации в систему и многократное ее использование; единство информационной базы;
  • комплексное программное обеспечение;
  • принцип надежности - обеспечивается разными способами, например дублированием элементов системы или их избыточностью;
  • принцип непрерывного развития - предусматривается расширение системы без проведения серьезных организационных изменений;
  • принцип экономичности - выгоды от новой ИС должны превышать расходы на нее;
  • принцип совместимости - учет организационной структуры предприятия, а также интересов, квалификации людей.

Любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

В основу нижеприведенной классификации ИС положен ряд существенных признаков, определяющих функциональные возможности и особенности построения современных систем; также принимались во внимание объем решаемых задач, используемых технических средств, организация функционирования и т. д. (рис. 3.6).

Рис. 3.6.

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.

В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой (организацией), ИС делят на ручные, автоматические и автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических И С все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система» и современному представлению понятия «автоматизированная система».

В ГОСТ 34.003-90 приводится нижеследующее определение.

Автоматизированная система (АС) - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.

Комплекс средств автоматизации (КСА) - совокупность всех компонентов АС, за исключением людей. Пользователь АС - лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования.

В свою очередь, автоматизированная информационная система (АИС) может быть определена как комплекс автоматизированных информационных технологий, входящий в состав ИС, предназначенной для информационного обслуживания - организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи научной, управленческой и др. информации потребителям, используемой для принятия решений, в соответствии с их нуждами для поддержания эффективной деятельности .

Процессы в АИС, компоненты и структуры. Рисунок 3.7 отображает структуру типичного совокупного технологического процесса АИС, или представление АИС как совокупности функциональных подсистем - сбор, ввод, обработка, хранение, поиск, распространение информации.

Очевидно, что многие элементы схемы являются альтернативными:

модель объекта может отсутствовать либо отождествляться с базой данных (БД), которая часто интерпретируется как информа-

Рис.

ционная модель предметной области, структурная (для случая табличных, фактографических БД) или содержательная (для случая документальных БД). В экспертных системах (ЭС) в качестве модели объекта (предметной области) фигурирует база знаний (БЗ), представляющая собой процедурное развитие понятия БД (по своей сущности БД - непроцедурный объект);

  • модель объекта и БД могут отсутствовать (а соответственно и процессы хранения и поиска данных), если система осуществляет динамическое преобразование информации и формирование выходных документов без сохранения исходной, промежуточной, результирующей информации. Если преобразование данных также отсутствует, то подобный объект информационной системой не является (он не выполняет информационной деятельности), а должен быть отнесен к другим классам систем (например, канал передачи информации и т. п.);
  • процессы ввода и сбора данных являются необязательными, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в БД и составе модели, и т. д.

В зависимости от характера обработки данных АИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих АИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. Например, АИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета. Советующие АИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных (например, экспертные системы).

В зависимости от сферы применения различают следующие классы АИС.

Системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

Системы управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т. п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

Системы автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщи- ков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники, сооружений или технологий. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) АИС - используются для автоматизации всех функций фирмы (корпорации) и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы. Автоматизация отдельной функции, например бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий .

В интегрированных АИС выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы информационно обслуживают определенные виды деятельности, характерные для структурных подразделений предприятия или функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем.

Функциональная подсистема представляет собой комплекс задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей понимается некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Состав функциональных подсистем определяется характером и особенностями автоматизируемой деятельности, отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером предприятия. Деление ИС на функциональные подсистемы может строиться по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному).

Таблица 3.2. Функциональные подсистемы, выделенные по предметному принципу

управления

Функциональные подсистемы

Производство

Снабжение

Стратегический уровень

Новые продукты и услуги. Исследования и разработки

Производственные мощности. Выбор технологии

Материальные источники. Товарный прогноз

Финансовые источники. Выбор модели уплаты налогов

Тактический

Анализ и планирование объемов сбыта

Анализ и планирование производственных программ

Анализ и планирование объемов закупок

Анализ и планирование денежных потоков

Оперативный уровень

Обработка заказов клиентов. Выписка счетов и накладных

Обработка производственных заказов

Складские операции. Заказы на закупку

Ведение бухгалтерских книг


Рис. 3.8.

При использовании предметного принципа выделяют подсистемы, отвечающие за управление отдельными ресурсами: управление сбытом, управление производством, управление финансами, управление персоналом и т. д. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали (табл. 3.2).

Применение функционального принципа }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!