Настройка оборудования и программного обеспечения

Шесть уроков программирования на языке Visual Basic. Доц

Образовательное учреждение: КГУ «Гимназия №6»

Республика Казахстан

Город Семей

Восточно – Казахстанская область

Тема урока: Язык программирования Visual Basic . Загрузкапрограммы Microsoft Visual Basic 6.0. Знакомство с составляющими элементами среды программирования. Первый проект в Microsoft Visual Basic 6.0.

Образовательные задачи:

1. Знакомство с составляющими элементами среды программирования.

2. Познакомить со структурой интегрированной среды

Развивающие задачи:

    Развивать у учащихся способность к алгоритмическому мышлению.

    Расширить знания учащихся в области алгоритмизации..

Основные знания и умения:

Знать: Состав интегрированной среды,

Уметь:

    Запускать программу Microsoft Visual Basic 6.0.

    Сохранять, открывать приложения.

    устанавливать значения свойств объектов с помощью окна свойств проекта

    Размещать объекты на форму и запускать на выполнение готовый проект.

Обеспечение занятия:

1). ПК – ЭВМ – 12 шт.

2). Раздаточный материал "Моя первая программа".

Литература:

    Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »

    С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»

Методы: словесные, практические, проектные.

Формы работы : лекция, практическая работа, фронтальный опрос.

Ход урока

    Организационный момент (3мин.)

Сообщение учащимся темы, задач (образовательных) и плана

проведения урока.

    Изучение нового материала (лекция учителя с демонстрацией элементов среды программирования Visual Basic ).

В результате запуска на экране появляется главное окно Visual Basic, в центре которого вы видите другое окно - приглашение начать создавать новый проект

(см. рисунок).

Если приглашение не появилось, то щелкните по пункту меню File, а затем выберите в выпавшем меню пункт Add Project – и оно появится.

Вам предлагается выбрать тип проекта, который вы хотите создавать. Пока нам достаточно стандартного типа. Щелкните в окне приглашения в закладке New по значку Standard EXE, а затем по кнопке Open. Перед вами возникает следующая картинка, говорящая о том, что вы можете приступать к проектированию (внешний вид картинки у вас может быть немножко другой):

В
ид рабочего экрана – Интегрированная среда Visual Basic

1. Интегрированная среда Visual Basic

Состав интегрированной среды:

1) заголовок программы (Имя приложения, Имя документа, Управляющие кнопки);

2) строка меню (стандартные и специфичные группы команд);

3) панель инструментов (Standard - предполагает ряд наиболее часто используемых возможностей, которые можно найти в меню File , Project , Debug , Run ; Edit - используется при работе с программным кодом; Debug - используется для тестирования программы и исправления ошибок; Form Editor - используется для изменения размеров, перемещение и выравнивания элементов управления в форме);

4) окно дизайнера форм (рабочая область для конструирования макета формы и расположенных на ней элементов;

5) окно Project Explorer (представляет собой отражение структуры проекта);

6) панель элементов управления ToolBox (обзор основных элементов управления приводится ниже);

7) окно свойств проекта (Properties );



isual B

2. Размещаем объекты на форме , например форма или

Ну что ж, начнем сборку. Возьмем кнопку (CommandButton) и поместим на форму. Для этого щелкнем по кнопке, а затем проведем мышкой внутри формы небольшую "рамочку". Что значит провести "рамочку"? Это значит поместить мышиный курсор куда-нибудь внутрь формы, нажать на левую клавишу мыши и, не отпуская клавишу, "протащить" мышь немного наискосок. При этом за курсором будет тянуться "рамочка". Отпустите мышь. На месте рамочки возникнет кнопка с надписью Command1.

По краям кнопки вы увидите 8 черных квадратиков - маркеров изменения размеров. Если щелкнуть по форме мимо кнопки, они пропадут, если снова щелкнуть по кнопке - появятся. Только не надо пока двойных щелчков. Перетащите мышкой любой из маркеров - размеры кнопки изменятся. Можно таскать кнопку по форме, если ухватиться мышью не за маркер, а за любое место внутри кнопки. Чтобы уничтожить кнопку, щелкните по ней правой клавишей мыши и в выскочившем контекстном меню выберите опцию Delete. Проделайте все это. А теперь, если вы ее уничтожили, то снова создайте.

Аналогичным образом поместим на форму объект текстовое поле (TextBox). Теперь у нас на форме два объекта.

3. Пишем программу

Давайте придумаем себе задачу для нашего проекта. Пусть на экране при нажатии кнопки что-нибудь произойдет. Давайте, прикажем компьютеру при нажатии кнопки поменять цвет формы на красный. Команда (оператор) для этого пишется так:

Form1. BackColor = vbRed

Разберемся, что здесь написано.

Form1 - это имя нашей формы (его дал Visual Basic и мы пока не будем его менять)

BackColor - переводится "цвет фона", то есть это цвет, которым покрашена форма (пока он серый)

vbRed - это красный цвет (Red - красный, vb - Visual Basic)

Таким образом, наш оператор можно перевести так:

Form1. цвет = красный

Слева от точки мы записываем имя объекта, справа от точки - его войство , а справа от знака равенства -значение этого свойства. Точку писать обязательно.

Visual Basic воспримет наш оператор как приказ поменять цвет формы на красный. Теперь как нам сделать, чтобы компьютер выполнил этот оператор именно при нажатии на кнопку, а не в какой-либо другой момент? Садитесь за компьютер. Про-

верьте, находимся ли мы в режиме проектирования . Сделайте двойной щелчок по кнопке Command1. Перед вами возникнет новое окно - окно программного кода или просто окно кода . Чтобы мы не спутались, в заголовке окна присутствует

слово (Code).

Теперь окно кода должно иметь такой вид:

Щелкните кнопку Start.

На экране опять появляется знакомый вид формы с кнопкой и текстовым полем. Щелкните по кнопке - форма стала красной.

Поздравляю! Ваш первый проект заработал.

Если вы хотите начать новый проект, то выполните File - New Project .

III . Самостоятельная работа

1. Выделяя по отдельности каждый элемент управления на форме вашего первого проекта, ознакомиться с их основными свойствами (в окне Properties – слева).

2. Перемещая каждый элемент указателем мыши, измените положения элементов на форме,

3. Добавить элемент управления Label и установить для него свойство Caption – “Моя первая программа”.

V . Итог урока

На уроке получены первые представления о среде программирования на языке Visual Basic . Чтобы создать проект, необходимо выбрать форму и установить на ней необходимые элементы управления, действия которых описываются программным кодом. Формы – это основы графического интерфейса приложения. В формах размещаются объекты, дающие пользователю возможность манипулировать данными и управлять приложением

VI . Задание на дом

    Подготовить презентацию по подгруппам на тему: ”Интеграционная среда Visual Basic ”

Примечание : при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.

Сегодня мы рассмотрим метод Line() на примере программы, в которой при нажатии на форму рисуются горизонтальная и вертикальная штриховки.

Для начала создадим новый проект. Нажимаем «Файл», «Новый Проект» и выбираем «Стандартный EXE» (рисунок 1).

Рисунок 1 – Выбор проекта

На экране появится пустая форма «Form1» нового проекта (рисунок 2).


Рисунок 2 – Пустая форма нового проекта

Два раза щелкаем на форму. Откроется окно редактора кода. Выбираем процедуру Form_Click() (рисунок 3).


Рисунок 3 – Окно редактора кода

Чтобы заполнить форму вертикальными линиями, нужно метод Line() поместить в цикл For. Цикл будем вести от 1 до 20000 с интервалом 100. Изменяться будет переменная x (по аналогии координата X, так как именно она изменяется при перемещении вертикальных линий). Приведем получившийся код программы:

Private Sub Form_Click() For x=1 To 20000 Step 100 Line (x,1)-(x,20000) Next x End Sub
Запускаем проект и щелкаем по форме. Результат виден на рисунке 4.


Рисунок 4 – Результат работы приведенного кода

Чтобы выводить на форму еще и горизонтальную штриховку, введем по аналогии еще один цикл, только теперь будем изменять координату Y. Код нового цикла выглядит следующим образом:

For y = 1 To 20000 Step 100 Line (1, y)-(20000, y) Next y
Результат работы двух циклов с методами Line() представлен на рисунке 5.


Рисунок 5 – Результат работы двух циклов

Если вам захочется приукрасить линии цветом, добавьте желаемый цвет через запятую после метода Line(). Например:

Line (x, 1)-(x, 20000), vbGreen или Line (1, y)-(20000, y), vbGreen
Результат цветового преображения приведен на рисунке 6.


Рисунок 6 - Результат цветового преображения

Название Visual Basic (VB ) говорит само за себя, указывая, что в нем воплощен визу­альный стиль программирования и Visual - программы не пишут традиционными способами программирования, а проектируют из набора специальных объектов в форме Windows при­ложений. Иными словами, создать приложение на визуальном алгоритмическом языке высокого уровня Visual Basic- означает разработать полноценное графическое Windows- прило- жение.

Слово «Basic » в наименовании VB указывает лишь на то, что синтаксис программ и его операторы включают в себя и развивают дальше удобную лексику языка Basic (B eginners A llpurpose S ymbolic I nstruction C ode). Но если вы знаете обычный Q Basic , то очень скоро убедитесь, что Visual Basic очень сильно от него отличается, а в версии VB.NET находится в одном ряду с C ++ ,C # ,Java ,и другими новыми визуальными языками.

На вопрос, чем является (IDE I ntegrated D evelopment E nvironment)- Интегрированная Среда Разработки приложений наVisual Basic - компилятором или интерпретатором, можно получить ответ: "И тем, и другим".

Ide Visual Basic как интерпретатор

Основным признаком среды разработки программных приложений (ПП )- как ин­терпретатора является то, что созданные в ней программы выполняются только в самой среде разработки. Программу можно запустить непосредственно из среды и если в ней есть ошибки, они сразу же распознаются. Все это наблюдается и в IDE Visual Basic, где можно за­пустить приложение непосредственно. При этом Visual Basic использует технологию Threated-p-Code, при которой каждая введенная строка кода преобразуется в промежуточный код - Threated-p-Code. Это не зависимый от интерпретатора промежуточный машинный код, который выполняется быстрее, чем при работе с обычным интерпретатором.

При этом, Visual Basic сразу же проверяет синтаксис программы и выдает сообщение об обнаруженной ошибке. Другим преимуществом этой технологии является возможность удобного поиска ошибок в режиме отладки.

Однако Visual Basic предоставляет возможность создавать и исполняемые *.ЕХЕ файлы, поэтому его можно отнести и к компиляторам.

Ide Visual Basic как компилятор

Visual Basic 6.0 нельзя назвать чистым компилятором, так как в отличие, например, от Visual C++, Visual Basic не создает исполняемый файл сразу же при запуске из среды разработки. Для создания такого файла необходимо сделать это явно (запустить команду File\Make *.EXE ). Так называемый "Native Compiler”- компилятор, при этом, создает машинный код. Таким образом. Visual Basic объединяет в себе возможности как интерпретатора, так и ком­пилятора.

Различные издания Visual Basic :

    Издание для начинающих (Learning Edition)

Издание Visual Basic для начинающих (бывший стандарт) предназначено для неопытных программистов. Это издание предоставляет только основные возможности для создания при­ложений и базовый набор элементов управления.

    Издание для профессионалов (Professional Edition)

Издание для профессионалов предоставляет больше инструментов и вспомогательных средств, необходимых профессиональным программистам. Оно содержит ряд ополнительных элементов управления, обеспечивает расширенные возможности доступа к базам данных и создания приложений OLE-сервера.

    Промышленное издание (Enterprise Edition)

Промышленное издание представляет собой расширение издания для профессионалов и предназначено для разработчиков корпоративных систем. Это издание включает в себя большое количество элементов управления и средств, которые позволяют разрабатывать не только однопользовательские программы, но и сложные клиент-серверные приложения. Промышленное издание содержит также ряд специальных инструментов (например, Visual Source Safe, предназначенный для сравнения версий и управления проектом). Использование драйверов ODBC предоставляет оптимизированный доступ к внешним базам данных. Еще одно из добавлений- версии разработчика серверов Microsoft SQL и Microsoft Transaction Server.

Целью современного среднего образования является формирование у учащихся ключевых компетентностей. К ключевым компетентностям относится одно из важнейших умений - умение жить в информационном мире. Для социальной адаптации и профессионального самоопределения современным школьникам необходимы навыки владения персональным компьютером, различными языками программирования, умение создавать проекты в различных средах программирования.

Данная программа имеет следующие цели:

1.Дать учащимся понятие о языке программирования Visual Basic.

2.Ознакомить с составляющими элементами среды программирования Visual Basic.

3.Дать навыки по созданию проектов в данной среде программирования.

Данная программа отвечает задачам современного школьного образования, выполняя образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Основные образовательные задачи данного проекта:

  • Изучить язык программирования Visual Basic.
  • Обучить учащихся работе в среде программирования Visual Basic;
  • Дать базовые навыки по созданию проектов в данной среде программирования;

Основные воспитательные задачи проекта:

  • Воспитывать у школьников личностные качества, способствующие успешной социальной адаптации: целеустремлённость, объективность в самооценке, ответственность, познавательный интерес.

Основные развивающие задачи проекта:

  • Формировать у учащихся ключевые компетентности, способствующие успешной социальной адаптации;
  • Развивать стремление к саморазвитию и личностному росту через познавательную деятельность.

Программа по изучению Visual Basic базируется на последовательной и логичной системе уроков. Система уроков по изучению языка программирования Visual Basic включает в себя шесть уроков, каждый из которых имеет свои цели и задачи и поэтапно решает основную задачу: обучение новому языку программирования Visual Basic.

Урок №1. Тема: Язык программирования Visual Basic. Загрузка программы Visual Basic 6.0. Знакомство с составляющими элементами данной среды программирования. Просмотр и анализ предложенного проекта.

Урок №2. Тема: Язык программирования Visual Basic. Создание простейшего проекта в среде Visual Basic.

Урок №3. Тема: Язык программирования Visual Basic. Создание проектов в данной среде программирования.

Урок №4. Тема: Язык программирования Visual Basic. Создание проекта для выполнения вычислений совместно с учителем, а затем самостоятельная работа над созданием проекта..

Урок №5. Тема: Язык программирования Visual Basic. Работа с процедурами и функциями пользователя.

Урок №6. Тема: Язык программирования Visual Basic.Работа с массивами.

В данной системе уроков используются различные формы обучения (индивидуальные, групповые), различные методы обучения (теоретический, практический, проектный), различные формы работы (лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой, фронтальный опрос, создание проекта).

Данная система уроков предлагается для апробирования в 11-ых классах средней общеобразовательной школы при условии наличия кабинета информатики с персональными компьютерами и инструментальной системой Microsoft Visual Studio Visual Basic 6.0.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!