Настройка оборудования и программного обеспечения

Критерии информационной культуры человека. Информационная культура личности

Введение

1. Понятие информационной культуры

2. Компоненты информационной культуры

3. Проблемы формирования информационной культуры

Заключение

Литература

Введение


Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования в условиях информационного общества.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

1. Понятие информационной культуры

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии "информационная культура" ведущим является слово "культура", именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это [Михайловский В. Н., с. 56]:

Новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

Свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

Новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


2. Компоненты информационной культуры


Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать [Медведева Е. А., с. 59].

А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества» [Ершов А. П., с. 82 – 92.].

Информационная компетентность [М. А. Холодная] - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Н. Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

Мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

Совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

Знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

Способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

Опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

Опыт отношений "человек - компьютер".

Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей колы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах [Тайт, 1994].

Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Так большинство исследователей информационной культуры сосредоточили свое внимание на воспитании соответствующего уровня информационной культуры у потребителя (М.. Г. Вохрышев, В. А. Фокеев, Л. К. Лободенко и др.) Так информационная культура, по мнению Л. К. Лободенко, должна включать и ряд дополнительных компонентов:

Культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство);

Культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку);

Культуру поиска (знание номенклатуры информационных услуг, предлагаемой библиотеками и ОНТИ, умение использовать СБА и другие источники поиска; владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска);

Культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

Культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);

Культуру создания библиографической информации;

Культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

Культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

Культуру распространения информации (знание ИП, знание методов и способов библиографического обеспечения пользователей информации).

Понятие «педагогическая кибернетика» как наука об оптимальном управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическими системами, науки о технологии обучения на основе кибернетического подхода и использовании вычислительной техники (Г. Г. Воробьев и др.) в качестве важнейших задач рассматривает развитие информационной культуры.

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

Как понимание современной картины мира (В. А. Извозчиков);

Как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В. Н. Соловьев);

Как понимание системно-информационной картины мира (Т. Ю. Китаевская) и т. д.


3. Проблемы формирования информационной культуры


Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:

Инициативность, умение самим находить решение своих проблем (И.. П. Осинцова);

Способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы (А. Я. Черняк);

Интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;

Умение самостоятельного анализа информационной ситуации (Г. С. Галиуллина);

Ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов (И. А. Мейжис);

Операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация (Л. Н. Федорова);

Знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук (И. А. Мейжис);

Способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе (М. Г. Вохрышева);

Инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;

Психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Ряд исследователей, рассматривая противоречивый характер развития информационной культуры, полагают, что существует опасность (Н. И. Витиска и др.) возможности полной зависимости человека от созданного им информационного “монстра”. Особую роль, по их мнению, приобретает построение интеллектуальных информационных систем, основанных на обработке нечетких данных, позволяющих наиболее адекватно моделировать качественную сторону рассуждений специалистов, связанных с принятием управленческих решений.

В исследованиях по проблеме информационной культуры выявлены ряд общих вопросов: ее основные понятия и типы; правовые и нравственные аспекты информатизации, психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; психологические механизмы ее продвижения в педагогическом процессе; роль информационных технологий, роль и влияние глобальных информационных сетей на развитие культуры, состояние информационных ресурсов России в сфере культуры, искусства, образования. Так, ряд авторов (Ю. С. Зубов и Н. А. Сляднева) рассматривают положение о том, что до сих пор в историческом сознании доминирует роль материально-преобразующей деятельности человека.

Деятельность же информационно-преобразующая обычно рассматривается как история духовной культуры и подчиняется технологической и социальной истории. Однако, по мнению авторов, способ информационного производства лежит в основе человеческой деятельности и во многом определяет типы культуры. Вот почему так важно разрабатывать современные технологии информационного образования и воспитания.

Другая группа исследователей (З. Е. Воробьева и А. И. Мухачев) предполагает, что в недалеком будущем сформируется единая наука, посвященная изучению энергоинформационных взаимодействий, происходящих во всех системах.

Отсюда вытекает необходимость определения и уточнения понятий и категорий междисциплинарных исследований, что требует в свою очередь существенного пересмотра структуры образования и качественных составляющих культуры специалистов.

Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры личности и как самой крупной отрасли всей индустрии знаний, как на глобальном, так и региональном уровнях, т.е. выделение регионального аспекта информационной культуры специалиста. Большой интерес исследователи проявляют к этическим аспектам информационной культуры личности (М. Г. Вохрышевой, В. М. Петрова, А. С. Чачко и др.), возникающим в связи с разделением людей на разные возможности доступа к информации: в связи с трудностью сохранения оригинала и авторского права, с разделением платной и бесплатной информации, с возникновением особой иерархии социальных отношений и различием информационного вклада различных социальных групп.

Пограничной с педагогикой проблемами информационной культуры являются принципы коммуникативности в информационной деятельности, типологии информационной культуры личности, прогнозы ее развития в ХХI веке, особенности самоидентификации личности в виртуальной реальности (А. А. Гречихина и др.), поиск оптимального соотношения в изучении истории и теории информатизационного развития общества и обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области личностного информационного поведения (Н. Л. Никитина, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина и др.). Предлагается блочно-модульный принцип построения учебных программ, позволяющий сделать курс вариативным в зависимости от категории обучаемых при обеспечении фундаментальности образования.


Заключение


При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

Совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

Схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

Система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

Совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

Поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

Знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

Умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

Работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

Использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

Анализ и синтез полученной информации;

Умение выделять главное из множества второстепенного;

Переработка (осмысление) информации;

Запоминание информационных единиц;

Дальнейшее восстановление в памяти;

Превращение полученной информации в собственное знание;

Процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения: 1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист; 2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.


Литература:

1. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.

2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997

4. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.

| 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационная культура современного человека

Урок 2
Информационная культура современного человека

Изучив эту тему, вы узнаете:

Какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
- как проявляется информационная культура человека;
- каковы основные факторы развития информационной культуры.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», по этому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Используя первый подход, приведем определение информационной культуры.

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

♦ в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
♦ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
♦ в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
♦ во владении основами аналитической переработки информации;
♦ в умении работать с различной информацией;
♦ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными факторами развития информационной культуры являются:

♦ система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
♦ информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
♦ развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Одним из существенных показателей информационной культуры в нашей стране является знание английского языка. Сложившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс пользователей с основными видами глобальных информационных ресурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с операционными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.

Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную культуру?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Как проявляется информационная культура?

4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура» ?

5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?

6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?

7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?

В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры – информационной культуры. Некоторые ученые отождествляют с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Информационная культура – это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXI века.

Понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. При Международной академии информатизации существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу «Основы информационной культуры». Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление официально признанным.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.).

Информационная культура, подобно интеллектуальной культуре, присутствует во всех видах культуры, имеет разные уровни проявления – на уровне общества, определенных социальных групп и конкретной личности. Она состоит из компонентов, имеющих разное функциональное назначение. В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

а) коммуникативной (культуры общения);

б) лексической (языковой, культуры письматации);

в) книжной;

г) интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);

д) информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);

е) информационно-правовой;

ж) мировоззренческой и нравственной.

Одним из оснований классификации информационной культуры является выделение ее видов. Будучи связанными с профессионализацией, виды информационной культуры оттеняют степень компетентности пользователей информации. Отсюда логично вытекают следующие ее виды:

1) информационная культура пользователей с общей подготовленностью (студенты);

2) информационная культура специалистов различных профилей (представители профессий);

3) информационная культура специалистов-информаторов (сферы деятельности – научная, образовательная, средств массовой информации и т.д.).

Таким образом, информационная культура – слагаемая культуры любой общности и индивида, характеризующая осознание ими информации как ценности, их стремление и умение искать и находить, получать и перерабатывать, основывать на ней свою целесообразную деятельность и передавать ее, а также делиться с другими приобретенным опытом в данной области.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности.

Формирование информационной культуры личности как составляющей части общей культуры рассматривается в различных плоскостях – мировоззренческой, морально-этической, психологической, социальной, технологической, др.

В мировоззренческой плоскости информационная культура развивается путем осознания закономерностей распространения информации в обществе, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Формирование информационной культуры в морально-этической плоскости подразумевает воспитание личной ответственности за распространение информации, а также выработку у личности культуры производства и потребления информации.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в развитии оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирования умения действовать в условиях избыточной или недостаточной информации, оценивать качественную ее сторону, отбирать достоверную информацию.

В концентрированном виде проблематика информационной культуры как комплексного научного направления стала обозначаться лишь в 70–80-е годы XX века в связи с тенденциями технологизации общества, с внедрением и использованием компьютерных средств связи во все сферы жизнедеятельности. Эти разработки подготовили почву для выделения проблематики информационной культуры, позволили сформулировать базовые концепции, подходы, основные положения, терминологию.

Хотя первая работа, в которой упоминается термин «информационная культура», была опубликована в 1974 г., приоритет разработки ее научной проблематики следует отдать ученым Новосибирска, где были выпущены монография «Информация и прогресс» и сборник научных трудов «Информатика и культура».

Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».

Н.Б. Зиновьева определяет понятие «информационная культура» через категорию «вид культуры». Анализируя объем понятия «информационная культура», она пишет: «Методологический разброс мнений заключается в рассмотрении информационной культуры в широком смысле, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование ее субъектом; в узком смысле, ограничивая проблематику лишь методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий».

А.А. Витухновская характеризует это понятие как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей» И.Г. Хангельдиева определяет ее как качественную характеристику жизнедеятель­ности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, в ко­торой приоритетными являются общечелове­ческие духовные ценности.

Согласно мнению Е. А. Медведевой, «ин­формационная культура – это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентиро­ваться в информационном пространстве, уча­ствовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию».

Информационную культуру в соответствии с этим можно определить на высшем уровне как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Такой подход позволяет квалифицировать информацию как «социокультурный продукт», «общечеловеческую культурную ценность», «форму функционирования ценностей культуры». Как справедливо отмечает В.Е. Леончиков, «информационная культура является как бы «сквозным аспектом», характерным для всех этнотерриториальных, социальных и глобальных типов культур, а также таких интегративных видов культуры, как экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и др.».

Степень научной разработанности проблемы определяет наличие множества исследований в этой области со стороны отечественных и зарубежных ученых. Проблемы информации, информатизации, информационной культуры активно разрабатываются на протяжении полувека как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали такие ученые, как Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др.

Особенно активно в течение последних десятилетий велась разработка проблем, связанных с феноменом информационной культуры с позиций философского, педагогического, психологического и других подходов. Различные аспекты этой проблемы разрабатывали. О.В. Артюшкин, А.А. Витухновская, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, М.Я. Дворкина, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, В.Е. Леончиков, Э.П. Семенюк, Н.А. Федотов и др.

При этом два основных подхода, в рамках которых преимущественно ведется рассмотрение понятия «информационная культура», основаны либо на информационных ориентациях, либо на культурологических. В рамках первого подхода преобладающее внимание сосредоточено на характеристиках, отражающих возможности индивида в области работы с информацией (поиском, отбором, систематизацией, анализом), наличие у него знаний, умений, навыков, связанных со структурой и содержанием информационных практик. Этот узкоориентированный подход представлен в работах Г.Г. Воробьева, Л.В. Гугля, К.Т. Аудриной, Л.В. Нургалеевой, Г.Б. Паршуковой, А.А. Парахина и др. В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.

При использовании культурологического подхода понятие «информационная культура», с точки зрения его содержания и контекста рассмотрения, существенно расширяется, информационная культура представляется как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве общества, как важная составляющая культуры человека и человечества. В работах И.Г. Белоглазкиной, А.А. Витухновской, Н.Б. Зиновьевой, В.Е. Леончикова, Э.П. Семенюка информационная культура определяется как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности

Именно в рамках этого подхода развивается понятие информации как социокультурного продукта, как «общечеловеческой культурной ценности», как «форма функционирования ценностей культуры». Как утверждают в своих работах С.Б. Бураго, В.Н. Васин, С.В. Смирнов, информационная культура является внутренне необходимым компонентом духовной и материальной подсистем культуры.

Особое внимание в последние годы все больше уделяется проблемам развития информационной культуры в контексте высшего образования. Профилированное знание о формировании информационной культуры в системе высшего профессионального образования раскрыто в трудах Н.И. Гендиной, А.Г. Гука, Е.Н. Лапинковой, Г.Б. Паршуковой и др. Социально-педагогические и психологические аспекты процесса формирования важнейших компонентов информационной культуры в образовательном контексте – как в личностном, так и в специально-профессиональном отношениях – поднимаются в работах М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Н.В. Лопатиной и др.

Данные работы носят преимущественно педагогический характер, акцентируя внимание на анализе содержания и организации учебного процесса для формирования информационной культуры, на роли разных учебных дисциплин.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, способных к постоянному повышению личных профессиональных качеств путем изучения и применения новых знаний, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная компетентность специалистов предполагает их способность эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения практических задач.

Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способность ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует модернизации существующей системы высшего образования.

Несмотря на стремительность развития процесса информатизации, одной из главных причин отставания образовательной системы от достижений технического прогресса является недостаточно высокий уровень личной информационной культуры большей части педагогов высшей школы. В формировании информационной культуры студентов преобладает прагматичный подход, который проявляется в том, что получаемые знания воспринимаются только в плане их конкретного практического применения в учебной или профессиональной деятельности. Такое ограниченное понимание целей и задач воспитания информационной культуры личности мешает целостному ее формированию и не способствует выработке правильных представлений об информационной картине мира. Проблема формирования информационной культуры личности зачастую сводится к задаче курса информатики, не распространяясь на другие дисциплины, особенно гуманитарные, поэтому целостность процесса формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста отсутствует. Но процесс развития информационной культуры не прекращается с выпуском их из учебного заведения, не ограничивается рамками системы повышения квалификации, он представляет собой непрерывное развитие и саморазвитие профессионала на протяжении всей его многолетней деятельности. И это связано с все возрастающим потенциалом информационных ресурсов.

Большое значение в формировании информационной культуры имеют компьютерные технологии как прогрессивный метод обучения. Информационная культура – это проникновение в суть процессов обработки информации, предполагающий умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей.

Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные части информационной культуры базируются на совокупности личностных качеств, среди которых выделяются следующие:

- интеллектуально-познавательные , дающие возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности;

- мотивационные , характеризующие мотивы и цели, определяющие направленность информационной активности;

- эмоционально- волевые , определяющие результативность информационной деятельности;

- коммуникативные , характеризующие нормы общения и обмена информацией.

Понятие информационная культура имеет сложную структуру, включающую множество компонентов в зависимости от профессиональной ориентации специалистов.

В информационной культуре личности мы выделяем три основных компонента:

Когнитивный (знания и умения);

Эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);

Действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Рассмотрим компоненты информационной культуры личности. Само понятие «информационная культура» подразумевает в первую очередь умение находить и обрабатывать новую информацию с дальнейшей прикладной перспективой, а также тот факт, что средством в достижении указанной цели выступает технология мультимедиа, применяемая в образовательном процессе вуза и педагогом, и обучаемыми, мы предлагаем рассмотреть первым когнитивный компонент информационной культуры.

Таблица 1 – Компоненты информационной культуры

Компоненты информационной культуры личности

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Действенно-практический

1 Компьютерная грамот­ность

2 Навыки обраще­ния с информацией:

Умение орга­низовать по­иск информа­ции;

Умение рабо­тать с ото­бранной инфор­мацией: структурировать, система­тизировать, обобщать;

Умение ис­пользовать ин­формацию в коммуника­ции

2 Мотивы обраще­ния к различным источни­кам информации

3 Предпочтитель­ность ка­налов получения необхо­димой информации

4 Самооценка сте­пени удовлетворения ин­форма­ционных потребно­стей

5 Отношение к ком­пью­терным технологиям

1 Способы поиска и ка­налы получения не­об­ходимой информации

2 Интенсивность обра­щения к различным ис­точникам информа­ции

3 Применение по­лучен­ной информации в раз­личных сферах своей деятельности

4 Степень вклю­ченно­сти в Интернет-сообще­ство

5 Формы деятель­ности в Интернет

Рассматривая когнитивный компонент информационной культуры, мы выделяем его первый критерий – компьютерную грамотность . Без овладения компьютерной грамотностью невозможно осуществление процесса поиска и обработки информации в современной обстановке глобальной информатизации общества и образования.

Компьютерная грамотность – это динамическая характеристика личности, отличительными чертами которой являются: владение определенной системой компьютерных знаний, умений и навыков, обладание чувством ответственности за использование компьютерных технологий при решении учебных и личных задач, наличие творческого подхода к компьютерной деятельности.

Объективная оценка уровня сформированности компьютерной грамотности возможна по следующим показателям:

Ценностному отношению к компьютерной деятельности (соотношению общественной и личностной значимости компьютерной деятельности, проявлению познавательной и прикладной активности);

Теоретико-технологической компьютерной подготовке (алгоритмическому мышлению, теоретическим знаниям в области информатики);

Реализации творческих способностей (направленности на эвристическую деятельность, проявлению нестандартных подходов к решению стандартных задач).

Эффективность формирования этого параметра возможна при реализации ряда условий: наличии стремления обучаемых к повышению уровня компьютерной грамотности; актуализации полученных компьютерных знаний, умений, навыков; привлечении компьютерных технологий для различных форм образовательной деятельности (лекций, практических занятий, самостоятельной работы); реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и обучаемых в ходе компьютерной подготовки; включении инновационных и творческих элементов в процесс овладения компьютерными технологиями.

Развитая компьютерная грамотность приобретает социально-значимый характер, при этом личность критически относится к своим действиям и анализирует результаты своего труда, что, в целом, свидетельствует о развитии общей культуры человека, о совершенствовании его личностных и профессиональных качеств.

Не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации (вторым критерием – навыками обращения с информацией ), субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно. Но знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон социальной жизни. Культура обращения с информацией подразумевает:

Культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых библиотеками и органами НТИ, информационными изданиями и справочными системами; владение алгоритмами индивидуального поиска и так далее);

Культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантности информации, владение элементами аналитико-синтетической переработки информации и так далее);

Культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).

Однако подход к формированию навыков обращения с информацией осуществляется малоэффективно в современной образовательной системе. Основы электронной обработки информации осуществляются преимущественно через изучение информатики, не прослеживая необходимой связи с другими дисциплинами.

Показателями сформированностии названного критерия являются способность студентов к информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной информацией, овладение рациональными приемами самостоятельного поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Такая деятельность может осуществляться через электронные ресурсы учебной библиотеки ввтуза, Интернет.

Пристального внимания требует навык систематизации информации, то есть сведения разрозненных сведений в некую непротиворечивую схему. Систематизацию накопленной информации каждый субъект осуществляет самостоятельно, исходя из следующих соображений:

Объема накопленной информации (как известно, большой объем требует более сложных систем классификации, для меньшего объема достаточно простой, даже примитивной схемы);

Широты и многоаспектности содержания накопленной информации (широты кругозора субъекта);

Наличия установленных интеграционных связей между отдельными информационными фрагментами.

Эффективно развить этот навык возможно путем:

Нацеленности студентов на установление причинно-следственных связей в изучаемых явлениях;

Побуждения обучаемых к сравнению и систематизации признаков и свойств изучаемых объектов и явлений путем их сопоставления;

Подборки заданий, требующих от студентов теоретических обобщений и поисков фактов;

Подведения студентов к самостоятельному изучению широкого круга дополнительной литературы;

Установления связей между различными дисциплинами.

Именно интеграционные процессы способствуют одновременно активизации восприятия разных областей знания и его систематизации.

Эмоционально-ценностный компонент информационной культуры включает ряд критериев, характеризующих с одержание информационных потребностей и интересов , мотивацию деятельности, выбор каналов информации, с амооценку степени удовлетворения информационных потребностей, отношение к компьютерным технологиям.

Как правило, задача прогнозирования успешности обучения и профессиональной деятельности связывается преимущественно с диагностикой интеллектуальных способностей обучаемого. Но умственные способности, составляя фундамент интеллектуальной активности, не проявляются в ней непосредственно, а лишь преломляясь через мотивационную структуру личности. Доминирование ориентации на оценку и успех приводит к тому, что собственная познавательная деятельность становится лишь средством достижения иных целей, в результате чего ее содержание выхолащивается и обедняется.

Различные мотивации обусловливают различное место информации в структуре жизненных ценностей, предопределяют и разные средства достижения жизненных целей. На мотивацию большое влияние оказывает познавательная активность. Информационная активность субъекта тесно связана с уровнем развития информационной мотивации – еще одним критерием информационной культуры.

Мотивация и характер потребностей определяют необходимость выбора каналов получения информации (книг, средств массовой информации, электронных ресурсов, т.д.).

Информационная культура студентов зависит от степени осознания собственных информационных потребностей . Перед педагогом встает задача – сформировать эти потребности у студентов. Потребности различного плана зависят от профессиональных, необходимых в повседневной деятельности специалиста, до личностных.

Информационное поведение субъекта строится на основе ранжирования своих информационных потребностей по их значимости. Но удовлетворить все информационные потребности, как правило, невозможно. И чем шире спектр информационных потребностей, тем сложнее их ранжировать по значимости, соответственно, сложнее рационально выстроить свое поисковое поведение.

Развитые информационные потребности предполагают не всегда широкий содержательный спектр. Могут быть информационные потребности широкие, но неглубокие по содержанию, поверхностные, затрагивающие лишь внешнее проявление событий, природных и социальных процессов, без погружения в их сущность.

Культура – одна из самых важных характеристик бытия человека и общества, «мера человеческого в человеке», основа личности. Бурное развитие в последние десятилетия новых информационных технологий актуализировало интерес к тем аспектам культуры, которые сущностно характеризуют положение человека в современном мире. В широком понимании информационная культура представляет общественно-историческую универсалию, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. В истории человечества были представлены такие фундаментальные способы хранения и передачи информации, как устный (ритуального типа), письменный и экранный. Соответственно, всегда знания, умения, навыки человека в информационной деятельности и информационных отношениях свидетельствовали о его общей культуре и социальном статусе. Но лишь в современных условиях, на стадии развития «экранной» культуры, информационная культура стала предметом философского и научного дискурса, областью целенаправленных практических действий, включая и систему образования. Развитие ее на современном этапе в первую очередь связано с формированием особых информационных качеств личности.

Существует многообразие подходов к определению понятия «информационная культура личности». В узком смысле она характеризуется как совокупность оптимальных способов обращения с информацией, информационных знаний, умений и навыков. Безусловно, подобные определения не раскрывают полного содержания понятия, ограничивая его технологической стороной.

В современных исследованиях предлагаются и более широкие трактовки. Так, Э.П. Семенюк под информационной культурой в целом понимает информационную компоненту человеческой культуры, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Соответственно, информационная культура личности определяется как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании . В определении С.Д. Каракозова информационная культура личности – «составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании, и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» . В определении Е.А. Медведевой информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию . Достоинство представленных подходов видится в стремлении не ограничивать понимание информационной культуры лишь инструментальными характеристиками, а дать ее определение в контексте общей культуры личности и состояния информационной культуры социума в целом.

Понимание информационной культуры личности как важнейшей составляющей общей культуры человека приводит к необходимости выделения в ней не только технологического, но и мировоззренческого компонента в системном единстве трех его составляющих – познавательного, практического и ценностного. Познавательный компонент характеризуется уровнем и содержанием информационных потребностей, осознанностью роли информации в обществе, знанием законов информационной среды и норм, регламентирующих информационную деятельность, пониманием их особенностей в своей собственной сфере деятельности. Практическая сторона основана на умении человека превращать информацию в знание и применять его в повседневной и профессиональной деятельности, включает культуру информационно-психологической самозащиты. Содержание ценностного компонента охватывает личностные критерии отбора и оценки информации на предмет ее полезности и истинности, этику информационной деятельности, позитивные стереотипы информационного поведения и деятельности. Таким образом, информационная культура личности – это актуализация общей культуры человека в информационной деятельности, в его отношениях с субъектами этой деятельности и информационной средой в целом. Это качественная характеристика человека, выражающая уровень его культурного развития применительно к информационной деятельности и информационной сфере.

Информационная культура может рассматриваться на трех уровнях – когнитивном, поведенческом и ценностно-нормативном, при этом последний выступает в качестве системообразующего, определяющего духовный облик человека как субъекта информационно-средовой деятельности и отношений. Ценности выступают как положительно личностно значимый, внут­ренний ориентир деятель­ности, который эмоционально освоен субъектом. Ценностно-нормативный компонент в значительной мере определяет характер познавательной и практической информационной деятельности: освоение новых знаний и приобретение навыков, их повседневное практическое применение в процессе использования новых информационных средств. Аксиологическое измерение могут иметь качество информационной среды, содержание информации, сами субъекты информационных отношений, нормы и требования, предъявляемые к поведению в информационном пространстве.

Мера развития информационной культуры личности – в способности и возможности раскрыть свой творческий потенциал, не только в свободе, но и в ответственности, значение которой в современной информационной среде особенно возрастает. В последнее время немало говорится о большом потенциале креативности, которые содержат новые информационные технологии. Действительно, ХХ век подарил человечеству ряд парадоксов, не на последнем месте из которых – так называемая гуманистическая парадигма развития современной цивилизации. Контуры информационного общества, намеченные западными футурологами, уверенно выстраиваются вокруг свободного, образованного и творческого человека. В свете данной концепции перспективы человечества в связи с внедрением новых информационных технологий выглядят достаточно оптимистично. Действительно, возрастают возможности хранения и передачи информации, она становится более доступной. Компьютеру переданы рутинные операции, освобождая человеку время на творческую деятельность. Появляются возможности решения более сложных задач, происходит усиление человеческого интеллекта. Особое значение изменения имеют для системы образования. Возникают новые условия перехода к личностно-ориентированному обучению.

В то же время, дегуманизация стала вектором социокультурных изменений в век, когда о человеке, личности и свободе говорилось и писалось так много. Виртуальный мир все чаще вторгается в повседневную реальность, заставляя играть по своим правилам. Виртуализация коснулась быта и политики, войны и сферы межчеловеческих отношений. Компьютер порождает новую деструктивную форму эскапизма, бегства человека не только от других людей в реальном мире, но и от себя самого. Отмечается очередной виток «архаизации» культуры. Правда, традиционная культура посредством мифа антропоморфизировала мир, наделяя его качествами субъекта и подразумевала возможность подобных же отношений. Современная архаика – это отчуждение свойств и качеств субъекта в пользу виртуальной знаковой реальности. В то же время, явление анимизации, отмечаемое и для системы человек-компьютер – это один из возможных, пусть и в значительной мере иллюзорных, способов преодоления отчуждения.

Информатизация общества породила и проблему информационной дезориентированности личности. Легкий доступ к информации порождает отказ от самостоятельности в выработке новых знаний, провоцирует использование непроверенного, подчас некачественного материала. Один из важнейших принципов – свобода информации – породил до сих пор не решенную проблему гарантирования ее качества. Побеждает принцип экономии мышления, внося шаблонность в процессы поиска, обработки и анализа учебной и научной информации. Следует отметить, что одна из возможностей решения данной проблемы заключается в формировании информационной культуры личности, в способности самостоятельно, критически подходить к отбору информации, преобразуя ее в знание, актуализированное в деятельности.

Характер изменений в информационной культуре современного человека невозможно понять без обращения к ценностным изменениям информационной культуры общества в целом. Так, происходит дальнейшая витализация ценностей, превращение проблем здоровья, телесности и потребления в элемент массовой культуры. В структуре витальных ценностей особую роль начинает играть понятие информационной безопасности человека, что предполагает дальнейшую разработку проблем экологии человека в информационном пространстве. Особое измерение получают моральные ценности в виртуальном пространстве социальных взаимодействий, где нормой становится неперсонифицированность, анонимность, а, значит, человек проходит испытание безответственностью. В информационной деятельности важную роль играют и эстетические ценности. Оценке могут подвергаться формы репрезентации информации, а также художественные ценности, продуцированные в рамках традиционных и новых видов искусства. В структуре социально-организационных ценностей (политических и правовых) усиливается значение СМИ, качественное обновление которых происходит благодаря новым информационным технологиям. В этих условиях возрастает амбивалентность такого рода информации, например, рост многообразия на общем фоне понижения ее качества и недостаточной развитости информационной культуры ее массового потребителя.

Информационную культуру личности можно рассматривать на двух уровнях – как общую и профессиональную, причем роль последней неуклонно возрастает. В условиях массового производства и потребления информации, ее постоянного обновления, изменяются требования к современному квалифицированному специалисту. Он должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но, шире, особой культурой – познания, мышления, образования и самообразования. Информационная культура личности – это не просто навык работы с компьютером, с программным обеспечением и т.д. В первую очередь это культура овладения знаниями, умение сочетать традиционные и современные методы познавательной деятельности. Это высокий уровень профессиональной мобильности и адаптивности в информационной среде, ответственность за информационную безопасность общества, общая культура коммуникации в профессиональном сообществе в информационной сфере. Необходимо также и понимание самих перспектив развития новых информационных технологий, их фундаментального влияния на жизнь современного общества.

Примечания:

Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. – 1994. – №7. – С.3.

Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. – 2000.– №2. – С.55.

Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. – 1994. – №11. – С.59.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!