Настройка оборудования и программного обеспечения

Основные технические характеристики.

Изготовитель : Львовское ПО имени Ленина, 1990.

Назначение : усилитель «Амфитон 25У-202С» второй группы сложности предназначен для высококачественного усиления, оперативного управления и коммутации звуковых сигналов от тюнера, электропроигрывателя, магнитофона.

Руководство по эксплуатации и схема находится в архиве на Яндекс.Диске нашего сайта.

Основные технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-25000 Гц относительно 1 кГц: ±0,7 дБ

Сопротивление подключаемых АС: 4 Ом

Выходная мощность на канал:

номинальная: 25 Вт

долговременная: 75 Вт

кратковременная: 100 Вт

Коэффициент общих гармонических искажений: 0,07%

Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях на входах:

линейных МФ и ТЮНЕР: 83 дБ

корректирующего ЗС: 72 дБ

Различие каналов по усилению: 1,5 дБ

Пределы регулировки:

тембр НЧ: ± 11 дБ

тембр ВЧ: ±11 дБ

Действие тонкомпенсации при уровне -40 дБ на частоте 1000 Гц: +10 дБ

Потребляемая мощность от сети: 190 Вт

Размер усилителя (ШхВхГ): 387х88х390 мм

Вес усилителя: 8,5 кг

золото: 0,12 г

серебро: 0,3 г

Описание:

Рама усилителя выполнена из штампованной стали и полностью разборная. Боковые панели алюминиевые, они одновременно служат радиаторами и внешними стенками. Лицевая панель так же из алюминия. Ручки регуляторов и кнопки выполнены из литого алюминия. Дно усилителя металлическое, выпуклое с перфорированными отверстиями.

Внутри можно рассмотреть разделение отдельных блоков по отсекам, которые разделают металлические стенки. Предварительные усилители, оконечные усилители, узел защиты и стабилизатор. Дополнительно между центральной частью и оконечными усилителями имеются две дорожки под провода. Трансформатор заключен в металлический кожух.

Выходные транзисторы внешне закрыты пластмассовыми накладками. Сзади между выходами пар АС находится тумблер, переключающий сигнал от усилителя на соответствующие пары АС, дополнительная сетевая розетка, винтовой зажим для подключения земли.

Усилитель не предназначен для работы от ЭМИ, микрофонов, пьезоэлектрических звукоснимателей и радиотрансляционной сети.

Рекомендуемая предельная кратковременная мощность акустических систем, подключаемых к усилителю, с номинальным сопротивлением 4 Ом не менее 100 Вт, предельная долговременная – не менее 25 Вт. Рекомендуемая предельная кратковременная мощность акустических систем, подключаемых к усилителю, с номинальным сопротивлением 8 Ом не менее 75 Вт, предельная долговременная – не менее 20 Вт.

В усилителе предусмотрены следующие эксплуатационные удобства:

  1. выбор источника сигналов с помощью переключателя СЕЛЕКТОР;
  2. включение фильтра, ограничивающего инфранизкие частоты при работе с магнитным звукоснимателем (ЗС ИНЧ) электропроигрывателя;
  3. возможность записи на магнитофон выбранной программы, а так же перезапись
  4. программы с магнитофона, подключенного ко входу МФ на магнитофон, подключенный к выходу ЗАПИСЬ МФ;
  5. возможность подключения внешнего предварительного усилителя;
  6. переключение режимов работы (МОНО, СТЕРЕО);
  7. регулировка баланса каналов;
  8. тонкомпенсированная регулировка громкости.

На схемах ниже возможны несоответствия:

Соединение блоков:

Корректирующий и предварительный усилитель:

Оконечный усилитель:

Стабилизатор напряжения и защита.

Это знает всякий, кто хоть немного разбирается в звуке. Но беда в том, что современные усилители от таких гигантов, как "Ямаха" и "Пионер" стоят баснословных денег. Что делать, если бюджет ограничен, а качественного звучания хочется? Выход есть: советские аудиоустройства.

Они стоят копейки, а по качеству ничуть не уступают даже многим современным ресиверам Hi-End класса. Одним из них является усилитель "Амфитон-002". Этот монстр способен обеспечить высококачественное звучание за чисто символические деньги. Конечно, при условии наличия соответствующей акустической системы и "правильных" соединительных проводов. Теперь рассмотрим подробнее это устройство. Но сначала несколько слов о производителе.

Немного о компании

В Советском Союзе было много хороших усилителей. Одним из них был "Амфитон". Его выпускало Львовское ПО имени Ленина (ныне ПО "Лорта"). Выпуск "Амфитон-002" начался еще в 1983 году. И с тех пор конструкция усилителя принципиально не изменилась. И действительно, зачем менять то, что и без того отлично работает? Именно такого мнения придерживались руководители ПО имени Ленина. Однако с середины девяностых годов прошлого столетия ПО перестало существовать. Соответственно, с прилавков магазинов исчезли устройства марки "Амфитон".

Нужно отметить, что помимо усилителей под маркой "Амфитон" выпускались и весьма приличные акустические системы мощностью от 25 до Причем, это были "реальные" ватты, а не выдуманные (которые популярны у современных производителей). Можно сказать, что усилитель "Амфитон-002" является последним успешным творением ПО имени Ленина. После него всякая разработка прекратилась. А вскоре и само ПО приказало долго жить. Но техника "Амфитон" до сих пор ценится меломанами. Даже некоторые аудиофилы уважают эту марку.

Внешний вид и дизайн

Усилитель "Амфитон-002 Стерео" выглядел весьма внушительно. Он выполнен из толстого металла. Причем металл покрывает его со всех сторон. На передней панели расположены элементы управления. Здесь бросается в глаза огромная ручка Это весьма удобно, так как можно свободно ориентироваться в элементах управления в полной темноте. Боковые грани устройства служат теплоотводным радиатором и имеют ребристую поверхность. Это придает усилителю несколько футуристичный вид. Выглядит он мощно и достойно.

На задней панели располагается набор разъемов, переключатель акустических систем и разъем дополнительного питания. Весит "Амфитон-002 Стерео" 9 килограмм. Это приличный результат. Любой качественный усилитель довольно тяжел, так как его компоненты далеко не бюджетные. На верхней панели, которая также выполнена из цельного листа металла, имеются "жабры" решетки охлаждения. Это позволяет более эффективно отводить тепло от компонентов усилителя. Однако перейдем к другим особенностям этого устройства.

Технические характеристики усилителя

Итак, рассмотрим подробнее "Амфитон-002". Характеристики устройства позволяют его использовать в тандеме с Hi-End акустическими системами. Судите сами. Номинальная мощность составляет 25 Ватт. Максимальная кратковременная мощность - 100 Ватт. Частотный диапазон варьируется от 40 до 16 000 герц. Это вполне приемлемый результат. Особенно если учесть "возраст" усилителя. Диапазон воспроизводимых частот находится между 20 и 25 000 Гц. Это уже выделяет устройство на фоне похожих усилителей советского производства.

"Амфитон У-002 Стерео" также может похвастаться приличным усилением низких частот, идеальным воспроизведением высоких и отличным воспроизведением средних частот. Причем совершенно неважно, из какого источника идет звук. Также отсутствует шипение на высокой громкости, которое характерно для многих советских усилителей начального уровня. В качестве разъемов для подключения аппаратуры используются пятиштырьковые гнезда. Подключить компьютер или проигрыватель компакт-дисков не составит никакого труда, поскольку в розничной продаже есть много переходников.

Дополнительные опции

Усилитель "Амфитон-002" обладает некоторыми особенностями, которые делают его использование более комфортным. К ним относится и возможность подключения нескольких На передней панели имеется регулятор типа "Селектор", который позволяет выбрать устройство воспроизведения. Также есть два режима работы: моно и стерео. Есть кнопка исправления звуковой картины при прослушивании звука с виниловых пластинок и кнопка выравнивания низких частот на минимальной громкости. Вообще, многие считают именно этот усилитель лучшим из "Амфитонов". И дело здесь вовсе не в его классе. Просто он сделан очень качественно и имеет множество полезных опций.

"Амфитон-002" способен выдать отличнейший, глубокий бас. Многие используют это устройство как усилитель низких частот. И они отчасти правы. Однако при этом усилитель на отлично справляется с другими частотами. Для тонкой настройки звуковой картинки есть специальные регуляторы, которые помогут настроить тембр и все основные частоты. Этот усилитель можно считать одним из самых функциональных, среди тех, что выпускались в Советском Союзе до и после. А теперь перейдем к другому разделу нашего материала.

Ремонт усилителя

Как и вся советская техника, это устройство отлично поддается ремонту. При выходе из строя какого-либо компонента заменить его не составит никакого труда. Нужно только правильно определить, что именно сломалось. А дальше все пойдет, как по маслу. Однако для того, чтоб отремонтировать усилитель самому, нужно хоть немного разбираться в радиотехнике. Без этого нечего даже лезть во внутренности "Амфитона-002". Ремонт прост еще и потому, что найти подходящие детали или их аналоги - не проблема. Достаточно зайти в любой радиомагазин. Конденсаторы, обмотки, провода, трансформаторы - все это есть в продаже.

Однако есть еще одна особенность ремонта "Амфитон-002". должна в обязательном порядке присутствовать перед глазами. Без нее разобраться в том, что намудрили советские инженеры не представляется возможным. Если же вы не имеете времени для того, чтобы починить усилитель, то можно занести его в любую мастерскую. Там с радостью возьмутся за ремонт сего агрегата. И возьмут не особо дорого, ибо детали дешевы. А для ремонта нужен всего лишь обычный паяльник.

Качество звука

Как уже говорилось выше, "Амфитон-002" - устройство Hi-End класса. А это значит, что усилитель способен обеспечивать весьма высококачественное звучание. Правда, качество зависит от многих факторов. Первым делом нужно обратить внимание на источник звука. Это должен быть либо проигрыватель компакт-дисков неплохого уровня, либо компьютер с внешним ЦАПом. Но и на компьютере нужно воспроизводить отнюдь не обычные МР3-файлы, а форматы без потери качества (FLAC, APE, WavPack). Только тогда можно будет насладиться действительно качественным звуком.

Однако не стоит забывать и о качестве соединительных проводов. Использовать дешевые шнуры от неизвестных производителей недопустимо. Они не смогут обеспечить достойного качества. Да и некоторые компоненты самого усилителя можно заменить на современные аналоги, которые иногда бывают намного добротнее советских. Вот тогда усилитель зазвучит именно так, как задумано производителем. Но доработка не обязательна. И без того звук очень неплох.

Где купить?

В настоящее время найти оригинальный "Амфитон-002" в розничной продаже не представляется возможным. То есть новое устройство купить нереально. Его можно искать только на вторичном рынке. Вот на всевозможных "барахолках" вполне можно купить такой усилитель в хорошем состоянии. Иногда даже могут попасться доработанные модели, которые могут похвастаться более качественным звуком. Цена такого "Амфитона" может варьироваться от 1 000 до 2 000 рублей. Это недорого. Особенно если учесть класс устройства.

Положительные отзывы владельцев

Изучать отзывы необходимо. Особенно в отношении таких устройств, как усилители. Именно они способны объяснить потенциальному покупателю, насколько качественный звук способен выдавать тот или иной ресивер. Так что же говорят люди об "Амфитон У-002"? Отзывы об этом устройстве по большей части положительные. Владельцы хвалят качественный и четкий звук, богатые нижние частоты и полноценные верхние. Также многим нравится оформление усилителя. Он выглядит действительно внушительно: блестящий, металлический, с надежными регуляторами. Прочный корпус из толстостенного металла - тоже повод для гордости. Но более всего пользователей впечатляют цена и совместимость устройства со всеми пассивными акустическими системами.

Отрицательные отзывы владельцев

Здесь конструктивной критики почти нет. К примеру, многие жалуются на чрезмерный вес усилителя. Любое мнение должно быть услышано, но для сравнения - усилитель "Бриг" весит 25 килограмм! Есть пользователи, которым не нравится звук устройства. Конечно, не стоит ожидать от советского усилителя качества Hi-End уровня Yamaha или Bowers&Wilkins. Таких чудес не бывает, особенно за 1 000 рублей. Больше никаких отрицательных отзывов об этом усилителе найдено не было. А это может означать только одно - продукт, действительно, качественный

В заключение

Итак, мы рассмотрели усилитель "Амфитон-002". Что можно сказать о нем? Это отличный ресивер, который способен обеспечивать высококлассный звук (при условии сопоставимых компонентов акустической системы). Он обладает эффектной внешностью и возможностью воспроизведения из нескольких источников. Но главное его достоинство заключается в стоимости. За символическую сумму можно получить надежное устройство высокого уровня. "Амфитон" отлично подойдет для устройства зоны с высококачественным звуком. Тем более, что найти его на вторичном рынке не составляет никакого труда. Да и в ремонте он неприхотлив. Не говоря уже о доработке и обслуживании.

Нашёлся у меня в закромах родины усилитель Амфитон 50У-202С 1991 года разлива. Посмотрел я на него, и решил вернуть старичка к жизни с целью устроить ему сравнительное прослушивание на колонках Microlab Solo3C. Так как штатный усилитель на этих колонках хоть и достаточно годен, но неидеален, и постоянно подстёгивает желание что-нибудь либо . В то же время ещё остались самые неплохие воспоминания о работе этого усилителя на самодельные 3-х полосные колонки в прошлом. О процессе реанимации и результатах оной — в этом посте.

Для начала приведу принципиальные схемы этого аппарата (2 основных страницы из 3-х) (для увеличения — клик на изображении):

Амфитон 50У-202С схема часть1

Амфитон 50У-202С схема часть2

Переключаю колонку Microlab Solo3c (ту что с усилителем) на работу от внешних клемм, подключаю к нашему усилителю и включаю. Звуковая картинка невыразительная, по высоким — каша, регулировка тембра неэффективна, при значительном увеличении громкости периодически случаются сработки системы защиты. И плюс ко всему при выкручивании регулятора громкости где-то через 2/3 диапазона становится слышен пробивающийся фон. Стоит ли возиться с этаким чудом? Может сразу выпотрошить его и использовать как неплохой корпус с готовым трансформатором для усилителя — самоделки? Дальнейший опыт показал — возиться стоит.


Для начала я набросал план боевых действий (на фотографии шасси усилителя цифрами обозначены пункты):

  1. Замена электролитических конденсаторов питания усилителя мощности.
  2. Замена реле схемы защиты и изменение функциональности этой схемы.
  3. Ликвидация коммутатора колонок за ненадобностью.
  4. Замена проводов питания и выходных сигнальных проводов на большее сечение.
  5. Устранение всех ненужных петель сигнала.
  6. Поиск и устранение причины фона (цепь питания предварительного усилителя).
  7. Замена электролитических конденсаторов на входе усилителя мощности на Wima. (А так — же замена всех старых электролитических конденсаторов).
  8. Ещё кое-что.

Пункт первый: вместо подсохших конденсаторов С1-С8 (2200мкф), что составляло 4400 мкф в каждое плечо, устанавливаем в каждое плечо 10000 мкф х 63в. Можно, в крайнем случае, поставить и на 40 вольт (по измерениям напряжение на них 31 вольт). Лучшим вариантом будет установка двух таких конденсаторов в плечо (по 20000мкф), благо место позволяет, но тут я не уверен потянут ли диоды моста КД202 зарядный ток при включении усилителя. Впрочем, если заменить и диодные мосты на более мощные — почему бы и нет.
Пункт второй: по многочисленным отзывам пользователей этого усилителя (и других «амфитоновской» серии) значительное влияние на звук оказывает низкое качество контактов реле схемы защиты. Многие попросту выбрасывают схему защиты и подключают колонки напрямую к выходу усилителя мощности. Я этого делать не стал (чуть ниже расскажу почему). Вместо этого я заменил старое реле РЭС9 на 2 реле Matsushita (24v) с контактами на 10А. В параллельном включении ток катушек у них почти такой же как у одной РЭС9. Сами реле разместил на задней стенке усилителя.

Кроме того я внёс определенные изменения в схему защиты, а именно убрал защиту по превышению выходной мощности (индикацию превышения не трогал), оставив только защиту аккустических систем от постоянного напряжения на выходе (никому ведь не хочется, чтобы сгоревший транзистор в выходном каскаде утащил за собой в могилу ещё и колонку).

На схеме на контакт платы (3) проводник (15) приходит сигнал от измерителя уровня и через резистор R3 вызывает срабатывание защиты. Эту цепь я и уничтожил. Теперь при превышении сигнала на выходе срабатывает индикация, но нет раздражающего щёлканья реле. Учитывая, что я практически никогда никогда не загоняю усилитель на такую громкость, подобный вид защиты мне не нужен. Так же на этом фрагменте схемы обозначено реле и его контакты.

Пункт третий: на задней панели усилителя установлен тумблер, переключающий на усилителе 2 комплекта акустических систем. Мне такое архитектурное излишество ни к чему, так как кроме ещё одной пары контактов на пути звукового сигнала оно ничем не примечательно. Поэтому без сожаления выбрасываем этот тумблер, запитывая разъём колонок непосредственно от контактов реле, уютненько разместившихся на освободившемся месте (фото внизу). Обратите внимание на сечение проводов, но об этом чуть позже.

Конечно, в идеале подлежат замене и разъёмы для подключения акустических систем. Но в данном конкретном случае я этого не делал, но вам советую.
Пункт четвёртый: подлежат замене провода:
1 от трансформатора до выпрямительных мостов
2 от выпрямительных мостов к конденсаторам
3 разводка питания от конденсаторов на плату усилителя мощности
4 провода присоединения коллекторов и эмиттеров выходных транзисторов к плате усилителя мощности
5 провода выхода усилителя мощности (к реле защиты и разъёму подключения акустической системы)

Кто-то посчитает влияние проводов незначительным, и будет неправ. Сам прекрасно помню, как изменилось звучание моих старых 3-х полосных колонок после замены внутренней разводки от «непоймёшь чем» невысокого сечения на обычный медный многожильный провод. В данном конкретном случае все вышеупомянутые провода я заменил медным многожильным проводом диаметром по меди 2мм.

Пункт пятый: в оригинале этого усилителя была установлена плата корректора звукоснимателя. Её я ликвидировал за ненадобностью уже давно, пустив сигнал напрямую с гнезда. Теперь осталось ликвидировать следующие безобразия:

  1. в усилителе имеется разъём выхода для записи на магнитофон.
  2. на задней панели есть гнездо с заглушкой для использования усилителя исключительно как усилителя мощности.

Мне эти функции показались без нужды, хотя кто-нибудь вход усилителя мощности может посчитать полезным. У себя я отсоединил и выбросил сигнальные экранированные проводники, ведшие к этим гнёздам, ликвидировав ненужные блуждания сигнала. А выход предусилителя я подключил напрямую ко входу усилителя мощности.

Важно! При перепайке на входных клеммах усилителя необходимо сохранить на них распайку и места присоединения земли «как есть». Она сделана «как надо» и не стоит её тревожить.

Пункт шестой: при первоначальном включении усилителя мной был замечен небольшой фон, судя по всему лезший со стороны предусилителя. Поэтому сразу же были заменены конденсаторы стабилизатора питания предусилителя (на схеме помечены). Кроме того ёмкости конденсаторов С7 и С8 были удвоены.

Самое интересное, что на наличие фона это никак не повлияло. После этого была сделана следующая замена:

Были заменены конденсаторы фильтра питания предварительного усилителя С9 (соотв. для каналов С9-1 и С9-2) и С11 (соотв. для каналов С11-1 и С11-2). Вместо них я поставил конденсаторы номиналом 47мкф. Фона как небывало. После этого судьба всех старых электролитических конденсаторов была решена — меняем все.

Пункт седьмой: мне никогда не нравились электролитические конденсаторы на входе усилителя мощности.

Как С1 в нашем усилителе. Многие отважные парни выбрасывают конденсатор, ставя перемычку, тем самым подвергая транзистор VT2 угрозе воздействия постоянного смещения через вход (сразу оговорюсь — в исключительном случае). Некоторые шунтируют конденсатор С1 пленочным. Я заменил его конденсатором от Wima. Я и раньше использовал подобные конденсаторы, и опыт их применения был скорее положительным. Правда, пришлось собрать небольшую «конденсаторную батарею», чтобы набрать искомые 5мкф. (3.3+1+1). Они отлично разместились с нижней стороны печатной платы усилителя мощности.

И наконец: мне никогда не нравились регуляторы тембра этого усилителя, а именно частоты регулировок регуляторов тембра и частота настройки тонкомпенсации. Кроме того хотелось слегка «подогнать» звучание этого усилителя под имеющиеся колонки Microlab Solo 3C. Если вас эти характеристики устраивают, лучше пропустите эту часть. А я же проделал следующее:

При прослушивании на колонки Microlab Solo3C были подобраны следующие номиналы конденсаторов:

С7, отвечающий за область НЧ я увеличил до 0.15 мкф, С5 до 0.22.

За область, с которой начинается подъём ВЧ, отвечает конденсатор С4. Чтобы сместить область регулировки по частоте вверх, и регулятор перестал таскать за собой «верхнюю середину», его значение я уменьшил с 22н до 10н.

Что касается тонкомпенсации:

То тут, чтобы сдвинуть частоту подъёма в сторону низких частот, С1 был мной увеличен с 0,22 до 0,33мкф.

И напоследок. Я намеренно не делал никаких усовершенствований в схемотехнике усилителя мощности. Единственное — увеличил ток покоя выходных транзисторов с родных 30 до 70 милиампер. Для линейности выходного каскада вещь непоследняя.

После всех этих переделок, занявших целый день, усилитель Амфитон 50У-202С нашёл своё место на стойке с аппаратурой.

В качестве источника сигнала был использован медиаплеер , воспроизводивший Flac и APE loseless форматы (в т.ч. 24bit/96khz и 24bit/192khz), хранящиеся на .

После прослушивания в течение нескольких дней музыки в различных стилях (классика, джаз, рок, электро) могу сделать следующий вывод — к прослушиванию на встроенном усилителе от колонок Microlab Solo я врядли вернусь. Связка «слегка доработанный» Амфитон 50У-202С — колонки Microlab Solo3c, подключенные напрямую, представляют собой весьма пристойное сочетание. Причём лёгкость и прозрачность звучания на акустическом джазе и классике не мешают им достаточно драйвово отрабатывать Metallica и Manowar. Конечно, от усилителя, построенного по схемотехнике и на элементной базе 25-летней давности чего-то исключительного ожидать не стоит. Да и прослушивание я делал при «комфортной» выходной мощности, не сильно загоняя её вверх. Но полученная общая картина от этой связки звучит не хуже, а может и лучше многих более дорогих и современных «конкурентов».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!