Настройка оборудования и программного обеспечения

Автоматизация разработки ПО: сможет ли «программист» превратиться в «оператора ЭВМ. Проектирование и разработка программного обеспечения для автоматизации деятельности мбоу до «детская школа искусств г

Якушина Екатерина Викторовна

к.п.н., c.н.с. лаборатории медиаобразования
ИСМО РАО,
[email protected]

В данной статье мы бы хотели остановится на трех основных типах информационных систем, используемых образовательными учреждениями. Это

  1. ИКС - Информационно-контентные системы
  2. АСУ - Автоматизированные системы управления
  3. Системы тестирования

1. ИКС - информационно-контентные системы
Информационно-контентная система - этокомплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:

  • наполнить качественным контентом учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена
  • способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников
  • сократить время учителя и администрации учреждения на выполнение рутинных операций, оперативного контроля и анализа образовательной деятельности,
  • внедрить новые формы и методы работы

Одним из примеров контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа».

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/
«КМ-Школа» располагает:

  • уникальной Базой Знаний (контентом), соответствующей современным образовательным стандартам, включающей более 2 млн. информационных объектов (уроки, репетиторы, энциклопедии и др.),
  • инструментами управления контентом,
  • программным комплексом по управлению школой,
  • интернет - сервисами, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу «Школьный клуб» и КМ-wiki.

Таким образом образовательное учреждение не только получает набор цифровых ресурсов по всем предметам, но и благодаря инструментам создаёт единое Интранет/Интернет-пространство.
Учитель не только имеет возможность проводить готовые уроки по предметам школьной программы, но и получает набор инструментов для создания своих собственных авторских уроков, викторин и контрольных работ. Это в свою очередь позволяет эффективно применять интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и в случае необходимости использовать доступ к Интернету, обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса, расширяет предметные, межпредметные и интеграционные связи в процессе обучения.

При использовании «КМ-Школы» в образовательном учреждении эффективно организуется учебная деятельность и поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной и внеурочной деятельности, проектной деятельности, реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, повышается уровень информационной культуры как учащихся, так и учителей, формируется коммуникативная, социально-информационная и ИКТ-компетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

Следующий популярный продукт, о котором хотелось бы сказать - "1С:Образование.
1С: Образование
http://edu.1c.ru/

Система программ "1С:Образование 4. Школа 2.0" предназначена для организации и поддержки образовательного процесса. Система позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Единой коллекции, включающей более 90 тыс. ресурсов. Первая версия системы "1С:Образование 4. Школа" разработана в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" и апробируется в 6 тыс. школ России.
На платформе "1С:Образование 4. Дом" с 2008 года выходят образовательные комплексы серий "1С:Школа" и "1С:Высшая школа". "1С:Образование 4. Школа 2.0" позволяет использовать для группового обучения учебные материалы этих образовательных комплексов.
Новая серия "1С:Школа", разработанная на единой платформе "1С:Образование", является продуктом нового поколения, не имеющим аналогов на российском рынке образовательных программ: её технологические возможности позволяют решать практически любые современные задачи в области организации и проведения учебного процесса

Открытый колледж (Физикон)
http://college.ru/

Интернет-проект компании «Физикон» «Открытый колледж» для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. Более 10 лет учебный портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Сегодня College.ru является отличным помощником при подготовке к ЕГЭ.
College.ru разработали лучшие методисты, опытные учителя, преподаватели ведущих вузов страны. С его помощью тысячи выпускников в этом году серьезно улучшили свои знания и перестали бояться предстоящего экзамена. Приобретя доступ к сервису (услуга платная), пользователь получает:

  • Тесты ЕГЭ: cимулятор выполнения заданий ЕГЭ ("как на экзамене"), тренажер (с подсказками), тренировка заполнения бланка. Все тесты подготовлены в соответствии со спецификациями-2010 Федерального института педагогических измерений;
  • Обучение: индивидуальный учебный план по итогам решения вариантов ЕГЭ, помощь экспертов, оценка вашего уровня готовности, общение с виртуальным преподавателем и получение электронных консультаций;
  • Учебные пособия: оригинальные учебники, конспекты, плакаты - "шпаргалки".
  • Материалы для самостоятельного изучения основных предметов школьной программы, решение задач,

В рамках открытого колледжа работают сайты:
College.ru: Астрономия
http://college.ru/astronomy/

Раздел College.ru по астрономии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Астрономия" и индивидуальное обучение через интернет. Можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (УЧЕБНИК), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (МОДЕЛИ), посетить виртуальный ПЛАНЕТАРИЙ.
College.ru: Биология
http://biology.ru/

Сайт College.ru по биологии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология" и индивидуальное обучение через интернет. На сайте опубликована интернет-версия (без интерактивных моделей и различных видов учебной активности учащихся) иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология" (Учебник). Ознакомиться и заказать диск "Открытая Биология 2.6" можно на сайте компании ФИЗИКОН.
College.ru: Химия
http://chemistry.ru/

Раздел College.ru по химии объединяет содержание учебного курса "Открытая Химия 2.6", выпускаемого на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование, электронные консультации. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса "Открытая Химия 2.6" ("учебник"), интерактивные Java-апплеты ("модели"). В разделе "таблица Менделеева" - on-line-справочник свойств всех известных химических элементов. Раздел "химия в Интернете" содержит обзор интернет-ресурсов по химии и постоянно обновляется.

Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование и электронные консультации.


ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:

  • Основное общее образование;
  • Среднее (полное) общее образование;
  • Начальное профессиональное образование;
  • Среднее профессиональное образование.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 - ориентированных на профессиональное образование.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

2. АСУ - Автоматизированные системы управления

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. Образование относится к социально-культурной сфере, что накладывает особую специфику на процессы автоматизации. В отличие от производственной сферы, результаты нематериальной деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения.
Яркими примерами АСУ являются:

http://edu.1c.ru/
Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся;
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Весной 2008 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" все образовательные учреждения РФ получили стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения "Первая ПОмощь 1.0" .
На 56 дисках, вложенных в папку «Первая ПОмощь 1.0», размещены операционные системы, офисные приложения, антивирусное обеспечение, архиватор, средства разработки приложений, графические редакторы, решение для автоматизации управления деятельностью школы. На Интернет-портале www.shkola.edu.ru развернута информационно-справочная, методическая и техническая поддержка общеобразовательных учреждений по вопросам установки и использования СБППО.

АВЕРС
http://iicavers.ru/index.php

Компания АВЕРС, уже работающая 15 лет на рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня.

Сетевые программы для учреждений образования позволяют создавать автоматизированные рабочие места практически для всех работников: директор, заместители директора, классные руководители, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, учителя, медработник, психолог и др.

Программные продукты АРМ "Директор", "Расписание", Библиотека", "Тарификация" работают на единой базе данных. Простые настройки, интуитивно понятный интерфейс, широчайшие возможности существенно сокращают временные затраты на поиск, систематизацию информации, формирование и вывод отчетов, таблиц, графиков (как стандартизированных так и свободно создаваемых) в ряд популярных приложений.
Комплекс включает в себя базу данных сотрудников, учащихся, учебный план, ЕГЭ, расписание, тарификация, библиотечный фонд и многое другое. Представлено более 800 параметров на выбор, автозагрузка данных, интеграция с другими программными продуктами.

Управление школой - ООО "Хронобус" Компания "Хронобус" представляетпрограммное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Например - "1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.

Автоматизация управления школой
Программный пакет "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для:

  • создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
  • автоматизации кадровой работы;
  • систематизации данных об учащихся;
  • администрирования учебно-воспитательного процесса;
  • поддержки содержания образования;
  • автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов. Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.

Еще один из продуктов этой компании - 3Т:ХроноГраф Журнал

На современном рынке российского образования представлено достаточное количество различных реализаций электронных журналов учителя и дневников ученика. Отличительной особенностью таких решений является то, что они выполняются на web технологиях и, как правило, требуют обязательной связи компьютера учителя со школьным сервером или сервером, расположенным в Интернет, в момент непосредственной работы: указания тем уроков, фиксации пропусков, выставления оценок и т.д. К сожалению, далеко не всякая обычная российская школа может обеспечить как создание рабочих мест каждому преподавателю, так и подключение их к компьютерной сети.
Алгоритмы процесса обмена данными (синхронизации), применяемые в комплексе "3Т:Хронограф Журнал" , выгодно отличаются тем, что позволяют осуществлять работу на компьютерах, не подключенных к локальной сети или сети Интернет в ходе непосредственной работы учителя на уроке или вне школы.
Программный комплекс интегрируется в административную систему управления образовательными учреждениями "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" , поставленную во все школы России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в составе СБППО "Первая ПОмощь 1.0" .
Также «3Т:ХроноГраф Журнал» входит в состав Программно-технологического комплекса «Электронная учительская» , занявшего первое место в номинации «Лучший проект для образования» на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» 2009 года.
Программный комплекс "3Т:ХроноГраф Журнал" включает в себя:

  • Программа «Журнал», входящая в состав программного комплекса, представляет собой персональный инструментарий учителя-предметника, предназначенный для оперативного сбора, отображения и анализа результатов учебной деятельности учащегося, включая успеваемость и посещаемость, а также анализа выполнения учебного плана и тематического планирования. Программа «Журнал» может быть запущена практически на всех видах компьютерной техники (ПК, ноутбуках, нетбуках и КПК), также для удобства работы, может быть размещена на картах флэш-памяти.
  • Серверный компонент, производящий сбор и хранение данных.
  • Модуль школьного дневника, входящий в состав программного комплекса формирует Web страницы электронных дневников учащихся в соответствии с действующим законодательством о защите персональных данных.
  • Модуль синхронизации данных с программой "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".

Также "Хронобус" представляет Набор для бухгалтерии УО и многие другие продукты, полезные для процесса автоматизации управления школой.

Автоматизированная система управления учебным заведением РГУПС
http://ui.rgups.ru/pages.php?id=39

Основной целью создания системы является автоматизация и совершенствование технологических процессов в работе учебных заведений для повышения качества подготовки специалистов отрасли, создание единой информационной среды для ВУЗов, их филиалов, техникумов, школ, управлений дорог. Система также предназначена для:

  • создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов
  • реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях
  • информационного обеспечение основного и вспомогательных бизнес-процессов учебных заведений
  • повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения
  • интеграции управления всеми бизнес-процессами в рамках единой корпоративной системы
  • автоматизации документооборота
  • снижения совокупной стоимости владения системой

С 2001 года в РГУПС на СУБД ORACLE уже эксплуатируются подсистемы АСУ УЗ «Агрегированное хранилище ВУЗ», «Агрегированное хранилище ЦКАДР», «Приемная комиссия», «Контингент студентов», «Ведение расчетного счета», «Учет исполнения смет по субсчетам», «Учет оплаты за обучение», «Учет договоров за обучение», «Кассовый учет», «Учет использования площадей», комплекс подсистем УМУ: «Формирование учебных планов», «Формирование рабочих планов», «Расчёт учебной нагрузки на кафедру», «Распределение учебной нагрузки на преподавателя».


Net-school
http://www.net-school.ru

NetSchool - комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.
Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа.

NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.
SMS Школа - это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребёнке.
Стоимость SMS-сообщений автоматически списывается со счета мобильного телефона абонента. А значит, родителю не требуется посещать банк, заполнять квитанции, ждать перевода денег и т.п.

Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.

Пакет прикладных программ " ШКОЛА™."
http://school.sssu.ru/

Автоматизированная система управления учебным процессом была создан с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, а также при консультационной помощи Министерства образования России.
Разработкой пакета ШКОЛА™ занимается лаборатория математического моделирования и информационных систем Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ММиИС ЮРГУЭС) по заказу Министерства образования Российской Федерации.

Пакет ШКОЛА™ был выполнен на основе Книг табличного процессора Microsoft® Excel, входящего в пакет поставки Microsoft® Office и оснащен набором функций, реализованных в виде макросов на языке Visual Basic for Applications (VBA) и динамически подсоединяемой библиотеки Planydll.dll, являющейся разработкой лаборатории ММиИС ЮРГУЭС. Доступ к данным функциям осуществляется с помощью встроенных в Книги панелей инструментов.

Система электронных журналов Баллов.нет
http://www.ballov.net , http://www.school-online.ru

Удобный, мощный, полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся (родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя). Плата берется только с тех родителей, которые подписаны на смс рассылку.

Предусматривается публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося, контроль учебного процесса, смс-дневник. Ведется смс-рассылка, рассылка на почту, предусматривается создание сайтов для школ. Большое количество подключившихся школ-720 по России и СНГ. В роли операторов выступают сами учителя.Система выступает в роли спонсоров спортивных мероприятий в школах.

НП "Центр современных образовательных технологий" (НП ЦСОТ)

Некоммерческое партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий".
Миссия некоммерческого партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий":

  • управление инновационными проектами в сфере образования, преимущественно в сфере информатизации образования;
  • научное руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных системах разного уровня;
  • проведение аналитических и мониторинговых исследований в сфере образования;
  • консалтинг в сфере образования.


3. Системы тестирования

ECDL Россия - программа сертификации пользователей компьютера

The European Computer Driving Licence (ECDL - Европейские компьютерные права, также известен как ICDL - International Computer Driving License, международные компьютерные права) - ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. Тот факт, что на сегодняшний день более 6,5 миллионов человек в 166 странах мира прошли тестирование, делает сертификацию ECDL де-факто глобальным стандартом компьютерной грамотности.

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool»
http://www.net-school.ru/sintez.php

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» - это модуль для системы NetSchool, предназначенный для создания тестов, проведения тестирований и анализа полученных при тестировании результатов.

Модуль СИнТеЗ, как и NetSchool, имеет веб-интерфейс и запускается из неё одним кликом. Списки учеников, преподавателей, классов и т.д. берутся автоматически из NetSchool, поэтому нет необходимости вводить их еще раз.

После того как учащийся выполнит тест, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы NetSchool. Затем из журнала щелчком мыши учитель открывает подробный отчет о результатах тестирования ученика. Оценка будет также автоматически выставлена в электронный дневник NetSchool, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.

eTest

http://www.etest.ru/

eTest - программный комплекс, предназначенный для подготовки и проведения тестов на компьютере. eTest состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место учащегося).

В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные.

В данной статье причислены далеко не все информационные системы, на самом деле их очень большое количество. Найти и познакомиться с ними пользователь персонального компьютера и сети Интернет может с помощью любой популярной поисковой системы. Как определить, что действительно оптимально подходит для вашего образовательного учреждения?

В 2010 году планируется провести очередной этап конкурса «Информационная среда современной школы» ИСШ 2010

Основная цель - выявить самые продвинутые цифровые школы России для обмена опытом и знаниями.

Школы должны будут представить свой школьный сайт, с использованием информационных систем различных типов и описанием процесса работы в них - плюсов и минусов, достижений и разочарований.

Информация о конкурсе размещена на сайтах методической службы Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» и на сайте проекта Цифровое образование

Автоматизированная информационная система «Школа» -- комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления деятельностью образовательного учреждения. АИС применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин "автоматизированная", в отличие от термина "автоматическая" подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АИС являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Перед началом работы над дипломной работой передо мной была поставлена цель: разработать базу данных и создать программу для автоматизации деятельности МБОУ «Лукинской ООШ».

Схема организационно-производственной структуры школы представлена в приложении А.

Программа должна учитывать, ученики входят в один из классов. У каждого класса есть свой классный руководитель. Учителя проводят занятия по предметам. Каждое занятие проводится в отдельном кабинете. По результатам занятий ученикам выставляются оценки. Оценки могут быть получены за разные виды аттестации (проверка домашней работы, контрольная, лабораторная и т.д.)

Необходимо получать данные об успеваемости и отчеты. Система ведет учет:

  • · Учеников
  • · Учителей
  • · Классов
  • · Предметов
  • · Кабинетов
  • · Аттестаций
  • · Занятий
  • · Оценок.

Главное окно программы является меню, из которого возможно перейти на формы редактирования входных данных.

Оценка выставляется на соответствующей форме. Когда занятие зарегистрировано можно перейти на форму "оценка" и выбрать нужное занятие. В списке учеников появятся ученики класса пришедшего на это занятие.

Присутствует возможность выбора ученика и редактирования его оценки. Один ученик может получать несколько оценок на одном занятии. Все оценки выделяются своим цветом. Возможно выделение предмета произвольным (настраиваемым цветом) в списке занятий.

Для каждого ученика существует возможность сформировать и распечатать дневник с занятиями и оценками за выбранный период.

Для класса возможно формирование журнала за выбранный период.

Система формирует статистику по использованию кабинетов во время учебного процесса, оценкам учеников, учителям, предметам, видам аттестации.

Статистика по успеваемости включает средний балл, сумму оценок, максимальную и минимальную оценку за период.

Статистика выводится в виде таблиц и графиков. Все документы система сохраняет в xls формат.

Данная программа предназначается для работы всего учительского персонала. Это обуславливается тем, что программа является очень простой в управлении, имеет доступный интерфейс и не требует каких-либо специальных знаний. По мере возможности можно определить ответственное лицо при работе с данной программой (предположительно учитель информатики).

Использование АИС «Школа» обеспечивает:

  • - Экономию времени на выставление оценок, заполнению сведений об учениках и учителях и др.;
  • - Быстрый доступ к информации;
  • - Высвобождению работников;
  • - Систематизация данных (информации);
  • - Ограниченный (безопасный) доступ к информации;
  • - Доступная распечатка отчетов по классных журналам и успеваемости учеников;
  • - Автоматический подсчет выставленных оценок, определения успеваемости по классам,
  • - Представление отчетов в виде диаграмм.

Якушина Екатерина Викторовна
к.п.н., c.н.с. лаборатории медиаобразования ИСМО РАО,
[email protected]

В данной статье мы бы хотели остановится на трех основных типах информационных систем, используемых образовательными учреждениями. Это

  1. ИКС - Информационно-контентные системы
  2. АСУ - Автоматизированные системы управления
  3. Системы тестирования

1. ИКС - информационно-контентные системы
Информационно-контентная система - этокомплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:

  • наполнить качественным контентом учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена
  • способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников
  • сократить время учителя и администрации учреждения на выполнение рутинных операций, оперативного контроля и анализа образовательной деятельности,
  • внедрить новые формы и методы работы

Одним из примеров контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа».

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/
«КМ-Школа» располагает:

  • уникальной Базой Знаний (контентом), соответствующей современным образовательным стандартам, включающей более 2 млн. информационных объектов (уроки, репетиторы, энциклопедии и др.),
  • инструментами управления контентом,
  • программным комплексом по управлению школой,
  • интернет - сервисами, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу «Школьный клуб» и КМ-wiki.

Таким образом образовательное учреждение не только получает набор цифровых ресурсов по всем предметам, но и благодаря инструментам создаёт единое Интранет/Интернет-пространство.
Учитель не только имеет возможность проводить готовые уроки по предметам школьной программы, но и получает набор инструментов для создания своих собственных авторских уроков, викторин и контрольных работ. Это в свою очередь позволяет эффективно применять интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и в случае необходимости использовать доступ к Интернету, обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса, расширяет предметные, межпредметные и интеграционные связи в процессе обучения.

При использовании «КМ-Школы» в образовательном учреждении эффективно организуется учебная деятельность и поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной и внеурочной деятельности, проектной деятельности, реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, повышается уровень информационной культуры как учащихся, так и учителей, формируется коммуникативная, социально-информационная и ИКТ-компетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

Следующий популярный продукт, о котором хотелось бы сказать - "1С:Образование.
1С: Образование
http://edu.1c.ru/

Система программ "1С:Образование 4. Школа 2.0" предназначена для организации и поддержки образовательного процесса. Система позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Единой коллекции, включающей более 90 тыс. ресурсов. Первая версия системы "1С:Образование 4. Школа" разработана в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" и апробируется в 6 тыс. школ России.
На платформе "1С:Образование 4. Дом" с 2008 года выходят образовательные комплексы серий "1С:Школа" и "1С:Высшая школа". "1С:Образование 4. Школа 2.0" позволяет использовать для группового обучения учебные материалы этих образовательных комплексов.
Новая серия "1С:Школа", разработанная на единой платформе "1С:Образование", является продуктом нового поколения, не имеющим аналогов на российском рынке образовательных программ: её технологические возможности позволяют решать практически любые современные задачи в области организации и проведения учебного процесса

Открытый колледж (Физикон)
http://college.ru/

Интернет-проект компании «Физикон» «Открытый колледж» для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. Более 10 лет учебный портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Сегодня College.ru является отличным помощником при подготовке к ЕГЭ.
College.ru разработали лучшие методисты, опытные учителя, преподаватели ведущих вузов страны. С его помощью тысячи выпускников в этом году серьезно улучшили свои знания и перестали бояться предстоящего экзамена. Приобретя доступ к сервису (услуга платная), пользователь получает:

  • Тесты ЕГЭ: cимулятор выполнения заданий ЕГЭ ("как на экзамене"), тренажер (с подсказками), тренировка заполнения бланка. Все тесты подготовлены в соответствии со спецификациями-2010 Федерального института педагогических измерений;
  • Обучение: индивидуальный учебный план по итогам решения вариантов ЕГЭ, помощь экспертов, оценка вашего уровня готовности, общение с виртуальным преподавателем и получение электронных консультаций;
  • Учебные пособия: оригинальные учебники, конспекты, плакаты - "шпаргалки".
  • Материалы для самостоятельного изучения основных предметов школьной программы, решение задач,

В рамках открытого колледжа работают сайты:
College.ru: Астрономия
http://college.ru/astronomy/

Раздел College.ru по астрономии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Астрономия" и индивидуальное обучение через интернет. Можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (УЧЕБНИК), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (МОДЕЛИ), посетить виртуальный ПЛАНЕТАРИЙ.
College.ru: Биология
http://biology.ru/

Сайт College.ru по биологии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология" и индивидуальное обучение через интернет. На сайте опубликована интернет-версия (без интерактивных моделей и различных видов учебной активности учащихся) иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология" (Учебник). Ознакомиться и заказать диск "Открытая Биология 2.6" можно на сайте компании ФИЗИКОН.
College.ru: Химия
http://chemistry.ru/

Раздел College.ru по химии объединяет содержание учебного курса "Открытая Химия 2.6", выпускаемого на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование, электронные консультации. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса "Открытая Химия 2.6" ("учебник"), интерактивные Java-апплеты ("модели"). В разделе "таблица Менделеева" - on-line-справочник свойств всех известных химических элементов. Раздел "химия в Интернете" содержит обзор интернет-ресурсов по химии и постоянно обновляется.

Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет - тестирование и электронные консультации.

ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:

  • Основное общее образование;
  • Среднее (полное) общее образование;
  • Начальное профессиональное образование;
  • Среднее профессиональное образование.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 - ориентированных на профессиональное образование.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

2. АСУ - Автоматизированные системы управления

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. Образование относится к социально-культурной сфере, что накладывает особую специфику на процессы автоматизации. В отличие от производственной сферы, результаты нематериальной деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения.
Яркими примерами АСУ являются:

http://edu.1c.ru/
Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся;
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Весной 2008 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" все образовательные учреждения РФ получили стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения "Первая ПОмощь 1.0" .
На 56 дисках, вложенных в папку «Первая ПОмощь 1.0», размещены операционные системы, офисные приложения, антивирусное обеспечение, архиватор, средства разработки приложений, графические редакторы, решение для автоматизации управления деятельностью школы. На Интернет-портале http://www.shkola.edu.ru/ развернута информационно-справочная, методическая и техническая поддержка общеобразовательных учреждений по вопросам установки и использования СБППО.

АВЕРС
http://iicavers.ru/index.php

Компания АВЕРС, уже работающая 15 лет на рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня.

Сетевые программы для учреждений образования позволяют создавать автоматизированные рабочие места практически для всех работников: директор, заместители директора, классные руководители, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, учителя, медработник, психолог и др.

Программные продукты АРМ "Директор", "Расписание", Библиотека", "Тарификация" работают на единой базе данных. Простые настройки, интуитивно понятный интерфейс, широчайшие возможности существенно сокращают временные затраты на поиск, систематизацию информации, формирование и вывод отчетов, таблиц, графиков (как стандартизированных так и свободно создаваемых) в ряд популярных приложений.
Комплекс включает в себя базу данных сотрудников, учащихся, учебный план, ЕГЭ, расписание, тарификация, библиотечный фонд и многое другое. Представлено более 800 параметров на выбор, автозагрузка данных, интеграция с другими программными продуктами.

Управление школой - ООО "Хронобус" Компания "Хронобус" представляетпрограммное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Например - "1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.

Автоматизация управления школой
Программный пакет "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для:

  • создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
  • автоматизации кадровой работы;
  • систематизации данных об учащихся;
  • администрирования учебно-воспитательного процесса;
  • поддержки содержания образования;
  • автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов. Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.

Еще один из продуктов этой компании - 3Т:ХроноГраф Журнал

На современном рынке российского образования представлено достаточное количество различных реализаций электронных журналов учителя и дневников ученика. Отличительной особенностью таких решений является то, что они выполняются на web технологиях и, как правило, требуют обязательной связи компьютера учителя со школьным сервером или сервером, расположенным в Интернет, в момент непосредственной работы: указания тем уроков, фиксации пропусков, выставления оценок и т.д. К сожалению, далеко не всякая обычная российская школа может обеспечить как создание рабочих мест каждому преподавателю, так и подключение их к компьютерной сети.
Алгоритмы процесса обмена данными (синхронизации), применяемые в комплексе "3Т:Хронограф Журнал" , выгодно отличаются тем, что позволяют осуществлять работу на компьютерах, не подключенных к локальной сети или сети Интернет в ходе непосредственной работы учителя на уроке или вне школы.
Программный комплекс интегрируется в административную систему управления образовательными учреждениями "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" , поставленную во все школы России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в составе СБППО "Первая ПОмощь 1.0" .
Также «3Т:ХроноГраф Журнал» входит в состав Программно-технологического комплекса «Электронная учительская» , занявшего первое место в номинации «Лучший проект для образования» на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» 2009 года.
Программный комплекс "3Т:ХроноГраф Журнал" включает в себя:

  • Программа «Журнал», входящая в состав программного комплекса, представляет собой персональный инструментарий учителя-предметника, предназначенный для оперативного сбора, отображения и анализа результатов учебной деятельности учащегося, включая успеваемость и посещаемость, а также анализа выполнения учебного плана и тематического планирования. Программа «Журнал» может быть запущена практически на всех видах компьютерной техники (ПК, ноутбуках, нетбуках и КПК), также для удобства работы, может быть размещена на картах флэш-памяти.
  • Серверный компонент, производящий сбор и хранение данных.
  • Модуль школьного дневника, входящий в состав программного комплекса формирует Web страницы электронных дневников учащихся в соответствии с действующим законодательством о защите персональных данных.
  • Модуль синхронизации данных с программой "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".

Также "Хронобус" представляет Набор для бухгалтерии УО и многие другие продукты, полезные для процесса автоматизации управления школой.

Автоматизированная система управления учебным заведением РГУПС
http://ui.rgups.ru/pages.php?id=39

Основной целью создания системы является автоматизация и совершенствование технологических процессов в работе учебных заведений для повышения качества подготовки специалистов отрасли, создание единой информационной среды для ВУЗов, их филиалов, техникумов, школ, управлений дорог. Система также предназначена для:

  • создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов
  • реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях
  • информационного обеспечение основного и вспомогательных бизнес-процессов учебных заведений
  • повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения
  • интеграции управления всеми бизнес-процессами в рамках единой корпоративной системы
  • автоматизации документооборота
  • снижения совокупной стоимости владения системой

С 2001 года в РГУПС на СУБД ORACLE уже эксплуатируются подсистемы АСУ УЗ «Агрегированное хранилище ВУЗ», «Агрегированное хранилище ЦКАДР», «Приемная комиссия», «Контингент студентов», «Ведение расчетного счета», «Учет исполнения смет по субсчетам», «Учет оплаты за обучение», «Учет договоров за обучение», «Кассовый учет», «Учет использования площадей», комплекс подсистем УМУ: «Формирование учебных планов», «Формирование рабочих планов», «Расчёт учебной нагрузки на кафедру», «Распределение учебной нагрузки на преподавателя».


Net-school
http://www.net-school.ru/

NetSchool - комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.
Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа.

NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.
SMS Школа - это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребёнке.
Стоимость SMS-сообщений автоматически списывается со счета мобильного телефона абонента. А значит, родителю не требуется посещать банк, заполнять квитанции, ждать перевода денег и т.п.

Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.

Пакет прикладных программ " ШКОЛА™."
http://school.sssu.ru/

Автоматизированная система управления учебным процессом была создан с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, а также при консультационной помощи Министерства образования России.
Разработкой пакета ШКОЛА™ занимается лаборатория математического моделирования и информационных систем Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ММиИС ЮРГУЭС) по заказу Министерства образования Российской Федерации.

Пакет ШКОЛА™ был выполнен на основе Книг табличного процессора Microsoft® Excel, входящего в пакет поставки Microsoft® Office и оснащен набором функций, реализованных в виде макросов на языке Visual Basic for Applications (VBA) и динамически подсоединяемой библиотеки Planydll.dll, являющейся разработкой лаборатории ММиИС ЮРГУЭС. Доступ к данным функциям осуществляется с помощью встроенных в Книги панелей инструментов.

Система электронных журналов Баллов.нет
http://www.ballov.net/ , http://www.school-online.ru/

Удобный, мощный, полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся (родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя). Плата берется только с тех родителей, которые подписаны на смс рассылку.

Предусматривается публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося, контроль учебного процесса, смс-дневник. Ведется смс-рассылка, рассылка на почту, предусматривается создание сайтов для школ. Большое количество подключившихся школ-720 по России и СНГ. В роли операторов выступают сами учителя.Система выступает в роли спонсоров спортивных мероприятий в школах.

НП "Центр современных образовательных технологий" (НП ЦСОТ)

Некоммерческое партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий".
Миссия некоммерческого партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования "Центр современных образовательных технологий":

  • управление инновационными проектами в сфере образования, преимущественно в сфере информатизации образования;
  • научное руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных системах разного уровня;
  • проведение аналитических и мониторинговых исследований в сфере образования;
  • консалтинг в сфере образования.


3. Системы тестирования

ECDL Россия - программа сертификации пользователей компьютера

The European Computer Driving Licence (ECDL - Европейские компьютерные права, также известен как ICDL - International Computer Driving License, международные компьютерные права) - ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. Тот факт, что на сегодняшний день более 6,5 миллионов человек в 166 странах мира прошли тестирование, делает сертификацию ECDL де-факто глобальным стандартом компьютерной грамотности.

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool»
http://www.net-school.ru/sintez.php

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» - это модуль для системы NetSchool, предназначенный для создания тестов, проведения тестирований и анализа полученных при тестировании результатов.

Модуль СИнТеЗ, как и NetSchool, имеет веб-интерфейс и запускается из неё одним кликом. Списки учеников, преподавателей, классов и т.д. берутся автоматически из NetSchool, поэтому нет необходимости вводить их еще раз.

После того как учащийся выполнит тест, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы NetSchool. Затем из журнала щелчком мыши учитель открывает подробный отчет о результатах тестирования ученика. Оценка будет также автоматически выставлена в электронный дневник NetSchool, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.

eTest

http://www.etest.ru/

eTest - программный комплекс, предназначенный для подготовки и проведения тестов на компьютере. eTest состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место учащегося).

В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные.

В данной статье причислены далеко не все информационные системы, на самом деле их очень большое количество. Найти и познакомиться с ними пользователь персонального компьютера и сети Интернет может с помощью любой популярной поисковой системы. Как определить, что действительно оптимально подходит для вашего образовательного учреждения?

В 2010 году планируется провести очередной этап конкурса «Информационная среда современной школы» ИСШ 2010

Основная цель - выявить самые продвинутые цифровые школы России для обмена опытом и знаниями.

Школы должны будут представить свой школьный сайт, с использованием информационных систем различных типов и описанием процесса работы в них - плюсов и минусов, достижений и разочарований.

Информация о конкурсе размещена на сайтах методической службы Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://metodist.lbz.ru/konkursy/digitalschool.php и на сайте проекта Цифровое образование

Для реализации дипломного проекта была выбрана система программирования Delphi, относящаяся к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ (RAD).

Сокращение времени на разработку программ достигается за счет визуального конструирования форм и использования библиотеки визуальных компонентов (VCL).

Визуальное конструирование форм избавляет программиста от многих аспектов разработки интерфейса программы. Delphi создает специальное окно, называемое окном формы, которое является прототипом окна будущей программы. Программист наполняет это окно необходимыми ему компонентами.

Библиотека визуальных компонентов содержит большое количество компонентов, готовых к использованию. Компоненты уже содержат в себе необходимый программный код и данные.

Таким образом, использование компонентов позволяет сократить время разработки программы и снижает вероятность ошибок.

Язык программирования Delphi был создан на базе языка Паскаль. Delphi отличает мощность и гибкость, имеется возможность делать вставки на Assembler. При этом язык имеет очень простой и ясный синтаксис.

Система Delphi является эффективным средством разработки приложений баз данных. Delphi поддерживает большое количество технологий доступа к базам данных различных форматов.

Структурной единицей визуального программирования, основным «строительным элементом» для программы является компонент.

Компонент - это разновидность класса, который представлен пиктограммой на палитре компонентов Delphi, может быть визуально перенесен в программу и имеет набор свойств, которые можно определять, не изменяя текста программ. В этом суть визуального программирования. (В отличие от языка Turbo-Pascal, классом в Delphi называется объектовый тип переменных, а объектом называется экземпляр класса. Например, тип Student - это класс, а студент Иванов - конкретный объект, экземпляр класса).

Как и любой класс, компонент характеризуется полями, свойствами и методами. В Delphi вместо полей обычно используются свойства. Свойство можно рассматривать как разновидность поля класса, обращение к которому автоматически приводит к вызову метода чтения/записи поля.

Кроме того, компонент имеет перечень событий, на которые он способен реагировать (например, нажатие клавиши, щелчок кнопкой мыши и др.). Задача программиста - написать обработчики событий, отвечающие за реакцию компонента на определенное событие.

Компоненты бывают визуальными и невизуальными. Первые предназначены для организации интерфейса с пользователем (кнопки, строки редактирования, переключатели, списки и т.д.). Они видны на экране во время выполнения программы. Невизуальные компоненты служат для доступа к системным ресурсам, например, драйверам баз данных. Во время работы приложения они, как правило, не видны.

Формой называется визуальный компонент, имеющий свойства окна Windows (или просто окно Windows). На форме размещаются другие визуальные компоненты - кнопки, строки редактирования и др. Форм в приложении может быть несколько. Одна из них - главная. Закрытие главной формы означает завершение программы.

Каждая форма представлена двумя файлами - файлом визуального описания формы (бинарный файл с расширением.dfm) и модулем с исходным текстом на языке Pascal (текстовый файл с расширением.pas), содержащим обработчики событий для компонентов этой формы.

Формы и модули объединены в проект. Проект - это совокупность файлов, из которых Delphi создает приложение. Проект оформляется в виде головной программы на Паскале, содержащей ссылки на файлы всех форм и модулей. Файл проекта имеет расширение.dpr.

В качестве средств разработки специального программного обеспечения была выбрана система Delphi 7. Выбор обуславливается тем, что с ее помощью можно в кратчайшие сроки разработать быстрое, компактное и полноценное Windows-приложение, работающее с базами данных и приложениями электронной почты. На сегодня Delphi является одним из самых распространенных средств создания приложений баз данных для корпоративных применений. Эти средства позволяют создавать прикладные программы, предназначенные для работы на ПЭВМ IBM PC AT под управлением оболочки Windows XP и других версий, а так же операционной системы Windows NT и использующие общепринятые для Windows элементы пользовательского интерфейса. Предпочтение было отдано системе Borland Delphi 7 Enterprise благодаря тому, что она позволяет программисту очень быстро и удобно разрабатывать пользовательский интерфейс . Это свойство особенно ценно из-за того, что, как показывает практика, работа над интерфейсом занимает большую часть времени создания программного продукта. Еще одним преимуществом выбранной системы является высокая (по сравнению со многими другими средствами программирования) эффективность генерируемого компилятором кода, что весьма существенно для данного проекта.

Возможно использование компьютеров в области обработки и анализа данных для пользователей из различных сфер деятельности. Компьютерной обработкой данных называется любой процесс который использует компьютерную программу для ввода данных обобщать их анализировать или иным образом преобразовывать данные в полезную информацию. Какие программные средства можно использовать для обработки статистического материала Каких либо широко распространенных программ статистической обработки данных рассчитанных на общеобразовательную школу нет. В...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13099. Проектирование автоматизированной информационной системы учета и процесса реализации объектов недвижимости риэлтерского агентства «Азбука Жилья» 1.67 MB
Необходимо осуществить разработку проекта информационной системы для риэлтерского агентства, предназначенной для хранения сведения о клиентах и недвижимости. Для этого важно произвести анализ бизнес процесса, произвести инфологическое моделирование предметной области и реализовать проект информационной системы используя СУБД Ассеss.
17472. Разработка автоматизированной информационной системы «Штатное расписание» 278.42 KB
Работа сотрудника отдела кадров организации связана с необходимостью обработки и учета больших объемов информации. Учет этой информации «вручную» зачастую приводит к ошибкам и задержкам. В связи с этим встает вопрос о необходимости автоматизации работы.
19045. Разработка автоматизированной информационной системы отеля туристической фирмы 6.19 MB
Актуальность проекта построена на разработке и внедрении автоматизированной системы работы с клиентами отеля туристической фирмы что предопределит успешную реализацию качественного туристского продукта потребителю и явится одним из главных источников функционирования туристического предприятия. С помощью данной системы появится...
3687. Разработка автоматизированной информационной системы по учету сетевого и компьютерного оборудования и внешнего приложения к ней 1.05 MB
Исходные данные для практической реализации автоматизированной информационной системы (АИС) берутся из различных информационных источников (Интернет-ресурсы, печатные издания, периодика и др.). Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в Положение о курсовых работах в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.
11708. Разработка информационной системы учета товаров для магазина «Аистенок» 726.86 KB
Результаты выполнения торговых операций записываются в надлежащих журналах. Автоматизация данных процессов позволит сохранить информацию в базе, в которую вводится данная информация с помощью удобного интерфейса программы.
1309. Проектирование информационной системы учета движения материалов на складе 707.07 KB
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных выполняется компьютерами а часть человеком. Компьютер не только облегчает учет сокращая время требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности необходимого для управления ею...
13142. Создание готовой информационной системы учета движения материалов на складе 647.09 KB
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных выполняется компьютерами а часть человеком. Компьютер не только облегчает учет сокращая время требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности необходимого для управления ею.
13186. Проектирование информационной системы учета научных публикаций в среде Adobe Dreamweaver 2.29 MB
Автоматизация для любых организаций производится при помощи проектирования и последующего создания и развертывания единой корпоративной информационной системы – системы обработки информации также включающей в себя и соответствующие организационные ресурсы человеческие технические финансовые и т. Такая ситуация получила название лоскутной автоматизации и является довольно типичной для многих предприятий. Так как информационные системы предназначены для сбора хранения и обработки информации в основе любой из них лежит среда хранения и...
1551. Разработка информационной системы учета использования орг. техники в БД для УМВД России по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга 2.57 MB
В качестве программной среды разработки была выбрана бесплатная среда Eclipse PHP Edition, так как это очень удобный инструмент для разработок программных продуктов в качестве веб-приложений любого уровня сложности, высокая производительность, надежность, удобный интерфейс делают данную среду разработки эффективной.
4811. Оценивание уровня информационной компетентности учащихся основной школы 113.71 KB
Выявить содержание понятия «Информационная компетентность» и способы ее проявления; проанализировать существующие подходы к оцениванию уровня информационной компетентности; определить уровни проявления информационной компетентности учащихся основной школы и критерии их оценивания; составить систему заданий для оценки уровня проявления информационной компетентности учащихся основной школы...
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!